|

Йозеф Хоффман: total look образа жизни

Йозеф Хоффман: биография, творчество, работы

 15 декабря 1870 г. в этом доме (фото ниже), что по сей день стоит в моравском городке Бртнице (который австрийцы и немцы называют Пирниц), у Йозефа Франца Карла Гофмана и Леопольдины Таппи родился сын — Йозеф Франц Мария Хоффман. Которого в семье, кстати, звали Пепо.

Йозеф Хоффман 2.jpg

 Дом в Бртнице (ныне Чешская республика), где родился Йозеф Хоффман. Автор Jiří Sedláček – Frettie.

   Как правило, первым делом о нем говорят: «австрийский архитектор» (впрочем, чехи ревниво указывают: «чешский и австрийский)». Если бы все было так просто! Этот человек оставил после себя не только здания с уникальными экстерьерами, но и интереснейшие интерьеры. Мебель, предметы декора, столовые приборы и посуда, светильники и даже украшения… пожалуй, трудно назвать «отрасль» человеческого обихода (кроме техники), которой Хоффман не коснулся.

Йозеф Хоффман 46.jpg


Работы Йозефа Хоффмана. Вверху: таблетница (серебро, ок. 1908 г.); туалетный набор (серебро, стекло, натуральная щетина, ок. 1908 г.); брошь (серебро, позолота, алмаз, лунный камень, опал, лазурит, коралл, леопардит, 1904 г.). Внизу: письменный стол со встроенными полками для кабинета доктора Джерома Стонборо (массив дуба и дубовый шпон с белеными мелом порами, 1905 г.); кресло для квартиры Бертольда Лёффлера (массив и шпон дуба, окрашенного черной морилкой, обивка новая, 1906 г.); витрина из отдела моды WIENER WERKSTÄTTE (дерево, покрытое сусальным золотом, внутренняя часть окрашена в черный цвет, стекло, ок 1910 г.). Фото Neue Galerie New York.

Упрямый Пепо

   Отец будущего архитектора и дизайнера был мэром города и бизнесменом. Он сколотил неплохое состояние на местной хлопчатобумажной промышленности, чем обеспечил благополучие семьи и возможность отпрыскам получить хорошее образование.

   В 9 лет Хоффман перевелся из школы в гимназию города Йиглава, в которой учился и Адольф Лоос — будущий видный теоретик архитектуры. Видимо, именно он во многом определил жизненный выбор Йозефа. Учиться в гимназии Йозефу не нравилось, он дважды провалил пятый курс, чего очень стыдился всю жизнь. А вот проводить время с однокашником на местных стройплощадках Хоффману доставляло удовольствие.

   Несмотря на то, что отец Йозефа хотел видеть его юристом, все же он позволил сыну перевестись в 1887 г. на архитектурный факультет Высшей государственной торгово-технической школы в Брно (нем. Брюнн). Сдав в 1891 г. выпускной экзамен и получив степень бакалавра, Хоффман продолжил обучение на практическом курсе в Военно-строительном управлении в Вю́рцбурге. В 1892 году он подал заявление в венскую Академию изящных искусств, и в октябре того же года был принят в элитный класс архитектуры. Курировал студентов один из ведущих специалистов Вены того времени Карл фон Хазенауэр, а после его смерти в 1894 г. — Отто Вагнер.

   Защитив в 1895 г. дипломный проект и выиграв т. н. «Римскую премию», Хоффман получил возможность в течение года путешествовать по Италии. Напомним, была ранее такая своеобразная традиция у художников, архитекторов и иже с ними — покататься по Италии, вдохновиться шедеврами.

Дело по душе

   Йозеф Хоффман вернулся в Вену в 1897 г. и Отто Вагнер принял его в свою фирму. В этом же году молодой архитектор присоединился к «Обществу австрийских художников», более известному как «Венский сецессион». Кстати, предтечей к этому объединению считают «Клуб Зибенера», основанный Йозефом в компании нескольких коллег еще в 1895 г.

   Сразу же после основания «Венского сецессиона» Йозеф приступил к проекту дизайна фойе и офиса здания этого «отделения», его «визитной карточки». А затем планировал первые выставки в этом сооружении.


Йозеф Хоффман 3.jpg

Здание «Венского сецессиона», 1897-1898 гг. Фото: Thomas Ledl.

   Отметим несколько интересных моментов. Йозеф Хоффман выступал против «украшательства», за простоту и практичность. И это, кажется, не очень вяжется с изумительным куполом на этом здании.

Йозеф Хоффман 4.jpg

Фрагмент купола здания «Венского сецессиона». Фото: Thomas Ledl.

   Но, еще раз уточним: хотя имя Хоффмана практически всегда связывают с этим сооружением, он принимал участие в оформлении внутреннего пространства, а архитектором выступил Йозеф Мария Ольбрих. И «несоответствие» внешней помпезности внутренней «аскезе» можно увидеть на барельефе Хоффмана, который он выполнил для зала «Сецессиона». 

 Йозеф Хоффман 5.jpg


   Второй интересный момент. Как отмечает в своей книге «Улица хорошей жизни». Состояние моей венской семьи» Тим Бонихади, Хоффман был приверженцем объединения Австрии с Германией, а нацисты архитектором восхищались. После аншлюса новые власти назначили Хоффмана Специальным уполномоченным по венскому искусству и ремеслам и поручили ему переделать здание бывшего посольства Германии в Haus der Wehrmacht для армейских офицеров. «В награду» за лояльность первое знаменитое детище его и партнеров, здание «Сецессиона», было разрушено гитлеровцами как «символ декадентского искусства», но после окончания войны было восстановлено. Зато Haus der Wehrmacht использовался британским правительством с 1945 по 1955 гг., а затем был уничтожен.

   Уже в 1899 г. Йозеф Гоффман получил должность профессора Венской художественной школе (Kunstgewerbeschule), ныне это Венский университет прикладных искусств. Там он преподавал сразу на нескольких кафедрах: архитектуры, металлообработки, эмалирования и прикладного искусства.

   Кстати, сам Хоффман тоже считал себя прежде всего архитектором. Но как дизайнера его все же знают больше. И не зря. Например, каталог архитектурных работ Хоффмана с комментариями Эдуарда Секлера включает 500 заказов. Но только Австрийский музей прикладного искусства (MAK) может похвастаться коллекцией рисунков Хоффмана в 5 000 экземпляров.

   В течение всей своей карьеры Йозеф разрабатывал проекты для очень-очень разных фирм, в том числе мебель для Jacob & Josef Kohn, Johann Jonasch и Jakob Soulek; для  Johann Lötz и Joseph and Ludwig Lobmeyr — изделия из стекла; с Johann Backhausen & Söhn работал в сфере текстиля; с Alexander Sturm и Würbel & Czokally проектировал металлоконструкции, а с Wiener Porzellanmanufakture Augarten работал «в фарфоре».


Йозеф Хоффман 6.jpg


Стол и стулья производства фирмы «Яков и Йозеф Кон» по проекту Йозефа Хоффмана. 

Красное дерево, стекло, фальшбархат. Фото 20TH CENTURY DECORATIVE ARTS.

XX век — время плодотворное

   Большая часть дошедших до нас работ Йозефа Хоффмана относится к 20 в. Причем Фортуна странным образом стала улыбаться ему прямо с началом века. В 1900 г. для Парижской всемирной выставки Хоффманн спроектировал помещения Школы прикладного искусства и Сецессиона. Изображений этих проектов нам найти не удалось. Зато мы с удовольствием представляем вам работы маэстро, которые датируются тем же годом. Это пара эскизов интерьера жилых комнат.


Йозеф Хоффман 7.jpg


Йозеф Хоффман 8.jpg

Эскизы интерьеров жилых комнат авторства Йозефа Хоффмана, ок. 1900 г. Фото © MAK Vienna

   Думаем, только эксперты могли бы соотнести эти работы с 1900-м г. В представлении большинства «обитателей» конца 20 и начала 21 века «в то время» интерьеры были обязаны быть более вычурными, «классическими».

   Тогда же Хоффман посетил Англию, встретился с шотландским архитектором и дизайнером Чарльзом Ренни Макинтошем, побывал в мастерских Гильдии ремесленников Эшби. Считается, что эти знакомства оказали на Йозефа огромное влияние и нашли свое отражение в деятельности Венских мастерских. И, вероятно, на все творчество мастера.

   Все в том же 1900-м г. Хоффман приступил к проекту домов для «колонии художников» в Хоэ-Варте, пригороде Вены. И первым из них стал таунхауз для Мозера и Молля. Как отмечают эксперты, именно с получением этих заказов архитектор-дизайнер приступил к воплощению своего идеала: единой интеграции между архитектурой и элементами интерьера, который получил название Gesamtkunstwerk, или «единое произведение искусства». Мы бы назвали это «стилистическим единством».


Йозеф Хоффман 9.jpg


Таунхаус для Мозера и Мола. 1900-1903 г. Фото Thomas Ledl

А еще в 1900-м г. у Хоффмана родился сын.

Интерьеры будущего

   Согласитесь, при взгляде на следующий экспонат легко можно представить квартиру второй половины 20 в., но уж никак не дом времен его начала. Неудивительно, что имя дизайнера зачастую сопровождается словами «будущее» или «современность» или даже эпитетом «гость из будущего».


Йозеф Хоффман 10.jpg

Спальня дочери текстильного промышленника Макса Бьяха, Проект Йозефа Хоффмана, работа Винера Веркштетте, 1902 г. Фото Dorotheum.


Йозеф Хоффман 11.jpg

Спальня из резиденции Ганса Зальцера по проекту Йозефа Хоффмана, 1902 г. Фото Neue Galerie New York


Йозеф Хоффман 12.jpg

Столовая для Джерома Стонборо и Маргарет Стонборо-Витгенштейн по проекту Йозефа Хоффмана, Берлин, 1905 г. Фото Neue Galerie New York


Йозеф Хоффман 13.jpg

Столовая для Фердинанда Ходлера по проекту Хоффмана, 1913 г. Фото Neue Galerie New York

   Эти четыре интерьера — прекрасные образцы стилистически выверенных, абсолютно завершенных композиций. Что немаловажно, многие из органично вписанных элементов мебели, напольных и настенных покрытий, ламп, стекла, посуды, текстиля были изготовлены в «Венских мастерских».

Мебель Хоффмана: 100 лет признания

   В мебельной отрасли встречаются предметы, которые подходят под эпитет «вечная классика». И, на наш взгляд, самыми интересными становятся те, что не требуют «современного прочтения», чтобы быть современными, и переходят из эпохи в эпоху практически в неизменном виде. Среди «мебельного наследия», оставленного Йозефом Хоффманом, можно найти десятки подобных творений «вне времени». И знаменитые гнутые венские стулья — далеко не единственные шедевры.

   После забвения, длившегося практически 20 лет, имя Йозефа Хоффмана вновь приобрело  «вес». Этому способствовали сначала небольшие публикации и выставки, а затем  несколько монографий, вышедших в свет уже в 80-хх гг. Именно тогда стали появляться подражатели, выпускающие реплики мебели и текстиля. А оригинальные предметы продавались на аукционах за ошеломительную стоимость. Впрочем, и сейчас в галереях можно найти множество его работ — как оригинальных, так и «новодела». Например, ниже вы видите гарнитур, представленный в галерее 1stDibs. Стоимость лота — 57 000 $

.

Йозеф Хоффман 14.jpg



   Но если таких сумм нет, можно купить копию. Дело в том, что в 1969 г. «Фонд Йозефа Хоффмана» передал компании WITTMANN эксклюзивные права на изготовление предметов мебели, когда-то разработанной дизайнером. И им удалось возродить более 20 уникальных моделей, которые продают по всему миру. Ниже мы предлагаем взглянуть на эту классику. Фото современных экземпляров взято из каталога компании WITTMANN.


Йозеф Хоффман 15.jpg


Проект этого гарнитура был создан в 1913 г. для апартаментов семьи Галлия. Сейчас WITTMANN предлагают такие гарнитуры в нескольких цветах.


Йозеф Хоффман 16.jpg

Одна из самых узнаваемых работ Йозефа Хоффмана — кресло Kubus. Оно было разработано еще в 1910 г. Согласитесь, выглядит очень стильно и современно. А компания WITTMANN сегодня производит не только кресло, но создала «в комплект» к нему еще и диван. 

Йозеф Хоффман 17.jpg


   Следующая модель не менее известна. Это кресло Sitzmaschine (машина для сидения), которое Хоффман разработал (по разным версиям) в 1903-1905 гг., как считают, для своего друга-инвалида. Идея была в том, чтобы получить расслабляющий эффект для позвоночника. Эти кресла выпускали вплоть до 1930 г. Судя по всему, существовало несколько вариантов.

Йозеф Хоффман 18.jpg


Кресло Sitzmaschine Йозеф  Хоффман и фирма Кон (та самая, о которой мы говорили выше). Бук, латунь, 1907 г. Фото LA GAZETTE DROUOT.


   Компания WITTMANN выпускает сейчас модели, очень похожие на оригинал, но все же далекие от него. Например, есть варианты, выполненные в металле. А есть те, в которых корпус изготовлен из дерева и металла, а сиденье и спинка — из синтетической кожи с набивкой из ППУ (см. ниже).

Йозеф Хоффман 20.jpg

Йозеф Хоффман 21.jpg


Йозеф Хоффман 22.jpg


   Этот потрясающий, на наш взгляд, комплект столиков Хоффман разработал на рубеже 19 и 20 в. Сейчас подобная мебель очень и очень актуальна. Заметили U-образное основание? Дизайнер тяготел к такому решению, оно просматривается в очень многих его работах. А внизу — современная вариация WITTMANN. Очень стильно.


Йозеф Хоффман 23.jpg


Йозеф Хоффман 24.jpg


«Громко» перекликается с этими столиками и стулья Armloffel , изготовленные все той же фирмой-преемником по дизайну 1908 г.

Йозеф Хоффман 25.jpg

Йозеф Хоффман 26.jpg


   Эта пара кресел — редкий образец дошедших до нас работ Хоффмана. Изготовлены они были на фабрике братьев Кон в Ново-Радомске Российской Империи. Ныне это польский Radomsko. Если верить записям, опубликованным на 1stDibs, датируются изделия аж 1884 г.

   А нет ли у «квадратного Хоффмана» чего-нибудь вегетарианского более классического. Так и хочется ответить «вегетарианского классического не держим, но разве что…». На самом деле есть в портфолио маэстро и более «округлые» работы.


Йозеф Хоффман 27.jpg

Этот набор был создан Хоффманов для столовой Густава Поллака в 1901-902 г. Фото с mebelu-vesture.blogspot

Йозеф Хоффман 28.jpg


Этот шкаф 1903 г. йозеф Хоффман создал для квартиры Магды Маутнер-Маркхоф. Фото с mebelu-vesture.blogspot

Венские мастерские

   Имя Йозефа Хоффмана накрепко связано с «Венскими мастерскими» (Wiener Werkstätte), которые логически «вытекли» из «Венского сецессиона». Сама идея возникла у Хоффмана после посещения упомянутой Ремесленной Гильдии Чарлза Эшби. Но лишь появление спонсора позволило воплотить ее в жизнь в 1903 г. Промышленник Фриц Верндорфер пообещал вложить в предприятие 50 000 крон (понятно, что это не было чистым альтруизмом, бизнесмен видел, прежде всего, возможность извлечения прибыли).

   Это объединение художников и ремесленников большую часть усилий направляло на изготовление различных изделий для дома. Сначала заработала мастерская изделий из серебра, затем столярная, кожевенная и текстильная. К 1905 г. в мастерских трудились порядка 100 человек. Ниже на фото (Neue Galerie New York ) вы можете увидеть некоторые из созданных мастерами Wiener Werkstätte предметов (искусства или обихода? Или того и другого…).


Йозеф Хоффман 29.jpg


Йозеф Хоффман 30.jpg


Кстати, видите этот макет здания на постаменте? Вот так оно выглядит в реальности.


Йозеф Хоффман 31.jpg


Это «Санаторий  Пуркерсдорф», построенный в период 1904-06 гг., который во многом сделал маэстро имя. И снова мы должны вспомнить о том, что Йозеф Хоффман  — архитектор.

Санаторий Пуркерсдорф и Дворец Стокле

   Заказ на проект санатория Йозеф Хоффман получил, благодаря знакомству с искусствоведом Бертой Цукеркандль, а свел их пресловутый «Сецессион». Зять Берты, Виктор Цукеркандль, хотел построить новый спа-центр отдыха для богатых в современном дизайне, и теща порекомендовала обратиться к Хоффману.

   Сразу отметим, что именно это сооружение считают одним из самых ярких произведений архитектора и дизайнера, в нем воплотилась та самая идея целостного произведения искусства. Все здание, все внутреннее убранство было создано мастерами «Венских мастерских».

   Интерьеры «Санатория» лаконичны, но не скупы. Все подчинено логике, единству формы, объема и содержания. Вертикальная «направленность» идея подчеркивается всем, начиная от формы стульев и заканчивая свисающими светильниками.


Йозеф Хоффман 33.jpg


Йозеф Хоффман 34.jpg

Прихожая и столовая. Фото из каталога BUWOG.

   Это было первое общественное здание Йозефа Хоффмана (кстати, одно из первых железобетонных сооружений), и судьба у него была непростая. Уже в 1908 г. сооружение претерпело изменения. Желая увеличить полезную площадь, архитектор Леопольд Бауэр надстроил еще один этаж, что предсказуемо исказило первоначальные пропорции, да и саму идею.

Йозеф Хоффман 35.jpg

Фото здания санатория Пуркерсдорф после надстройки. Фото из каталога  BUWOG.

   Во время войны в санатории размещался госпиталь, а в 1945 году он был реквизирован советскими войсками. В 1952 году комплекс выкупила Евангелическая церковь, а здание использовали как больницу. В период с 1952 по 1975 гг. сооружение претерпело еще множество изменений, которые, можно сказать, окончательно погубили идею. С 1975 по 1991 гг. здание никак не использовалось, а затем новый владелец начал реставрацию. Работами руководил архитектор Зепп Мюллер, а решения принимались в сотрудничестве с Управлением культурного наследия. Идея была в том, чтобы вернуть здание в его изначальное состояние. Первая фаза завершилась в 1995 г.: здание приобрело первоначальный вид, за исключением утерянных статуй, что ранее стояли у дверей.

   В 2001 г. компания BUWOG приобрела весь комплекс, изначально спроектированный самим Хоффманном, включая сад, а в 2002 году начались реставрационные работы в интерьере. Оригинальная мебель была утеряна, уничтожена или украдена. Те предметы, что сейчас можно увидеть в комнатах, — это копии, изготовленные компанией Wittmann. Даже лампы были частично заменены копиями, выполненными WOCA, одной из немногих фирм, уполномоченных воспроизводить винтажные дизайны.

   Ответственный за реставрационные работы архитектор Вольфганг Райнер указывает, что руководство потребовало сохранить все оставшиеся элементы первоначального здания. Недостающие части пола на первом этаже заменили плиткой, окна зимнего сада с простым остеклением сохранили, бронзовые бра в столовой отреставрировали и подключили к новой электросети.


Йозеф Хоффман 36.jpg


Йозеф Хоффман 37.jpg

Узнаете? Так теперь выглядят прихожая и столовая, черно-белее фото которых опубликовано выше. Фото Виттории Капрези.

   В мае 2003 года BUWOG продала весь комплекс компании Rosmarin Seniorbetreuung GmbH. Что же здесь теперь? Самое интересное во всей истории это то, что здание не только внешне, но и внутренне вернулось к изначальной идее: теперь здесь работает дом престарелых. А недостаток площадей, из-за которого и началась многолетняя перестройка, компенсировали возведением еще одного здания. И оно, как говорят, похоже на творение Хоффмана пропорциями и формами и прекрасно вписано в садовый комплекс.

   О Дворце Стокле написано много, но известно о нем удручающе мало. Хозяева ревностно оберегают свою частную жизнь от посторонних взоров, поэтому с фотографиями интерьеров «напряженка». Расскажем об этом творении коротко.

   Этот знаковый заказ Йозеф Хоффман получил в 1905 г., строительство было завершено в 1911 г. Особняк считают вершиной творения как самого архитектора, так и «Венских мастерских». Говорят, именно здесь Хоффман отметил свой последний день рождения в 1959 г.


Йозеф Хоффман 38.jpg

Это самая известная фотография столовой в Дворце Стокле. 

По некоторым сведениям, ее сделал сам Йозеф Хоффман.


Йозеф Хоффман 39.jpg

   В этом дворце каждая деталь была изготовлена мастерами WW. Каждая — это каждая. Говорят, что даже этот чайный серебряный сервис был сделан специально для особняка. Но это не точно: набор датируется 190-м г.


Йозеф Хоффман 40.jpg

   Это музыкальный зал в Дворце Стокле. Каждый год 24 декабря здесь устраивали концерты знаменитостей, а среди гостей бывал и король Бельгии. В этом зале играл Игорь Стравинский. Фото Minnie Muse.

   Остальные фото интерьеров взяты из свободных источников. Вполне возможно (даже вероятнее всего, поскольку владельцы особняка по-прежнему не готовы пускать внутрь туристов), что многие из них — это ретушь черно-белых снимков, выполненных век назад. По крайней мере, многие из ярких фотографий один-в-один повторяют старые оригиналы.

Йозеф Хоффман 41.jpg


Большой холл Дворца Стокле. На заднем плане (статуэтка) — фонтан авторства Жрржа Минне.


Йозеф Хоффман 42.jpg


А это, судя по всему, прихожая особняка.


Йозеф Хоффман 43.jpg

Еще один изумительный интерьер. Стол совсем не квадратный. Выглядит шикарно.


Йозеф Хоффман 44.jpg


Дворец Стокле в 2009 г. признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все эти сто лет оставался во владении одной семьи.

Что еще

   Безусловно, у Йозефа Хоффмана было еще множество работ. Все сложно перечислить. Это было и множество особняков, и многоквартирные дома для простых людей. Но еще об одном недешевом проекте все же упомянем.

   В 1912 г. архитектор получил заказ на строительство загородного дома в Винкельсдорфе для банкира Отто Примавези. И благо, что этих двоих свела судьба (прим. в 1908 г). Дело в том, что спонсор WW Фриц Верндорфер в 1914 г. обанкротился, а Примавези взяли «Мастерские» под крыло. Семья оставалась спонсорами WW вплоть до 1930 г, хотя сам Отто умер в 1926 г.

   Заметим, что с этой виллой связана некая путаница. В некоторых источниках указывается, что дом был построен в Вене для Роберта Примавези и Жозефины Скайва. Другие источники говорят о Винкельсдорфе (Чехия) и владельцах Отто и Маде Примавези. Третьи источники указывают, что у Отто Примавези был кузен Роберт. А жену Отто звали Евгения Бучек (а Мада — это дочь). И Отто поручал Йозефу Хоффману сначала модернизацию своего банкирского дома в Оломоуце, затем перестройку двух комнат в своей вилле все в том же Оломоуце, а затем строительство загородного дома в Винкельсдорфе. Вот такая запутанная история.


Йозеф Хоффман 45.jpg

Вилла Примавези-Скайва. Wien, Gloriettegasse. Фото Thomas Ledl

   Из других известных работ Хоффмана можно назвать резиденции для Браунера (1905-06 гг.), Беер-Гофмана (1905-06 гг.), Витгенштейна (1906 г.), кабаре «Фледермаус» (1907 г.); австрийские павильоны для выставки в Риме (1911 г.), Кельне (1914 г.), Париже (1925 г.), Венецианской биеннале (1934 г.), АСТ (1909-11 гг.).

   В 1920 г. Йозеф Хоффман назначен архитектором Вены и выполнил несколько жилищных проектов, в том числе спроектировал несколько многоквартирных домов «для рабочего класса». В 1932 г. «Венские мастерские» обанкротились — проект изначально был нацелен на изготовление элитных, так сказать, предметов, а это было по карману весьма ограниченной прослойке людей. Экономический кризис внес свои коррективы в планы Хоффмана.

   В 1936 году Хоффману присвоили звание почётного профессора Школы художественных ремёсел. И, пожалуй, с этого момента его карьера пошла на спад — в списке знаменитых работ архитектора просто нет объектов, датируемых позднее середины 30-х гг. Во время войны он разработал порядка 80 проектов, но нет никакой информации о том, что какие-то из них были воплощены в жизнь.

   Известно, что после окончания войны Йозеф Хоффман вернулся в «Венский сецессион», который покинул еще в 1905 г. С 1948 по 1950 гг. был президентом этого «клуба».

   За свою карьеру архитектор и дизайнер получил несколько наград и почетных званий:

·         1926. Командор Ордена Почётного легиона.

·         1936 г. Почетный профессор Школы художественных искусств.

·         1950 г. Государственная премия Австрии в области архитектуры.

·         1951 г. Почетный доктор Венского технического университета и почетный  доктор Дрезденского технического университета.

   Архитектор и дизайнер Йозеф Франц Мария Хоффман умер 7 мая 1956 г. в своей венской квартире на улице Салезианергассе, 33. Похоронен на Центральном венском кладбище. 


 

Назад к списку

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений