С незапамятных времен производство мебели стало понемногу отделяться от общих столярных работ и превращаться в собственное направление. Уже в Древнем Египте мебельщики-краснодеревщики почитались на высоком уровне. И что самое интересное – дорогостоящую мебель никогда не доверяли изготавливать рабам.
И в каждой стране, в любое время всегда выделялись мастера высочайшего класса, опережающие свою эпоху и выполняющие самые высокопоставленные заказы. Свое мастерство они передавали детям – так появлялись семейные династии мебельщиков-краснодеревщиков. В России XIX века такими мастерами были братья Гамбс, Свирский Н. Ф. и многие другие. Но сегодня речь пойдет о фамилии, пожалуй, самой известной на то время среди производителей мебели – братьях Мельцерах.
Все начиналось довольно прозаично – в 1860-х годах Фридрих Иоганн (Федор Андреевич) Мельцер, каретных дел мастер, выкупил мебельное предприятие А.И. Тура, расположенное в центре Санкт-Петербурга. Точную дату этой сделки восстановить практически невозможно, но одна из столичных газет в 1896 году упоминала, что производство мебели более 35 лет находится в руках семьи Мельцеров.
Санкт-Петербург, территория бывшей фабрики Мельцера расположена набережной р. Карповки и Каменноостровским проспектом.
На базе приобретенного предприятия Федор Андреевич Мельцер основал собственную компанию Торговый дом «Мельцер Ф. и К°». К управлению фабрикой были привлечены все члены семьи – три родных сына и один приемный. Многие организации, находящиеся в руках нескольких людей, часто прекращали свое существование из-за внутренних разногласий. С компанией «Мельцер Ф. и К°» этого не случилось – каждый занимался любимым делом и прилагал все усилия для процветания производства.
Развитие Торгового дома «Мельцер Ф. и К°» шло семимильными шагами – уже основатель компании стал поставщиком императорского двора. Правда, существует версия, что при Александре III Мельцеры «подмочили» свою репутацию – за выставленный повторный счет на одну работу по обстановке апартаментов Аничкова дворца император запретил оформлять заказы у Ф.А. Мельцера. Запрет сказался на процветании Торгового дома, но не привел к его краху – в конце XIX, начале XX веков мебельная мануфактура братьев Мельцеров занимала ведущее место в российской мебельной промышленности.
Как упоминалось выше, к управлению Торговым домом были привлечены все сыновья Фридриха Иоганна Мельцера. Все они получили отличное образование, были энергичными молодыми людьми, фанатиками своего дела. Познакомимся с ними поближе, попробуем выяснить, какую часть общего бизнеса «тянул» каждый.
Старший сын Федора Андреевича Мельцера, купец 1-ой гильдии. Основанная его отцом фабрика со временем перешла к Федору Федоровичу Мельцеру. Им приложено немало усилий для ее расширения – были построены новые корпуса, кроме высочайших заказов стала выпускаться более дешевая продукция, доступная среднему классу.
После Октябрьской революции эмигрировал в Берлин, работал на созданной им мебельной фабрике.
Военный инженер по образованию, профессор Николаевской инженерной академии. Изначально фабрика располагалась на Большой Конюшенной улице, 17. В дальнейшем расширение производства потребовало новых корпусов, которые были выстроены под руководством Эрнеста Федоровича Мельцера. Они располагались на набережной реки Карповка в домах 27-29. В дальнейшем фабрика дополнительно заняла здания 18-20 на улице Попова и 49-51 на Каменноостровском проспекте.
Также на Каменноостровском и Невском проспектах Эрнестом Федоровичем Мельцером были основаны два магазина «мельцеровской» мебели.
Получивший академическое образование, звание классного художника 1-ой степени по архитектуре Роман Федорович заведовал рисовальной мастерской компании, где изготавливались все проекты, рисунки, шаблоны для мебели и оформления интерьеров. Кроме этого, Роман Федорович Мельцер проводил технический надзор за живописными, штукатурными и печными работами.
В 1893 г. Российское общество архитекторов направило Р.Ф. Мельцера на Всемирную выставку в Чикаго. По возвращении он поведал о Новом Свете императрице Марии Федоровне. Этот момент можно считать началом карьеры, вскоре он получил звание архитектора Высочайшего Двора.
После Октябрьской революции жил в Берлине, затем в 1921 году переселился в США, Нью-Йорк.
О приемном сыне Федора Андреевича Мельцера известно совсем немного. Инженер-электрик по образованию, он полученные знания вкладывал в общее дело. Под его руководством работала мастерская по производству электрических светильников.
Несмотря на пошатнувшуюся репутацию после конфуза при выполнении работ по обстановке апартаментов Аничкова дворца, со сменой власти братья были вновь допущены к выполнению высочайших заказов. Император Николай II явно благоволил к Мельцерам, и Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» был удостоен высокого статуса поставщика императорского двора.
На фабрике были изготовлены: мебель для Зимнего дворца, отделка и мебель Александровского дворца в Царском Селе, интерьеры Коттеджа в Петергофе. Братья Мельцеры работали над обстановкой Ливадийского дворца в Крыму, особняков Кшесинской, Рябушинского в Москве.
Меблировка Александровского дворца
Многие предметы, изготовленные на фабрике братьев Мельцеров для апартаментов Зимнего дворца, сохранились до нашего времени. Одними из них являются мебельное убранство для комнат Николая II и его супруги, антресоль с лестницей и встроенные книжные шкафы для царской библиотеки. Все предметы были изготовлены из ореха, имеющего красивейшую структуру.
Меблировка личных покоев Николая II
В Александровском дворце была изготовлена мебель для покоев императрицы Александры Федоровны. Также была полностью оформлена Палисандровая гостиная – для нее на фабрике изготовили около сорока предметов мебели из палисандра с инкрустацией.
Палисандровая гостиная
Лиловый кабинет
Р.Ф. Мельцер лично проектировал мебель для высочайших заказов. По его разработкам была изготовлена мебель для многих помещений дворцов Петергофа. Кресла из гостиных царских дочерей Нижней дачи, дошедшие до наших дней, выполнены с использованием английских традиций.
Нижняя дача. гостиная
В комнате великой княжны Ольги Николаевны был установлен угловой диван с высокой спинкой, барочным фронтоном с декоративными украшениями, имеющими вставки из модного тогда целлулоида. Ножки-кабриоли, рельефная трельяжная сетка с цветочками на фронтоне – характерные черты мебели модерн, используемые Мельцерами для своих разработок.
Братья Мельцеры никогда не были консерваторами и не придерживались какого-либо единого, отработанного стиля. Постоянно стремясь выпустить что-то необычное не только по качеству, но и по оформлению они прорабатывали как мебель, так и интерьеры в новейших стилях, нередко обращаясь к европейским мастерам.
В 1880-х годах в России произошел всплеск моды на мебель в стиле рококо. Именно в эти годы Ф.Ф. Мельцер наладил выпуск своей продукции из палисандра с применением декоративных вставок из целлулоида, имитирующим слоновую кость. Выпускаемая по этой технологии мебель напоминала французские изделия, изготовленные в технике «буль».
В конце XIX века были изготовлены сорок восемь стульев для Полукруглого зала Александрийского дворца. Стулья, выполненные в стиле ампир, были украшены золоченым декором и покрыты эмалевыми красками – они естественно вписались в интерьер зала.
Начало XX века ознаменовано изготовлением мебели в стиле жакоб. Фабрика братьев Мельцеров выполняла ее не только под высочайшие заказы, но и для квартир петербуржцев. Отличительные черты, присущие такой мебели – красное дерево с украшениями из латунных тяг. До сих пор ее можно встретить на аукционах в различных странах.
Эпоха модерна, прочно занявшее свое место в российской культуре в 1890-х годах, стала лучшим временем для братьев Мельцеров. Фабриканты в рамках модерна широко использовали культуру Востока. Примером может служить кресло с богатой декорацией цветами, птицами. Подлокотники выполнены в виде резных драконов.
В этом же стиле выполнена трехстворчатая ширма, украшенная резными завитками и изображением дракона. Предметы, выполненные в этом стиле, становились частью заново создаваемых интерьеров и удачно вписывались в старые. Основой разрабатываемых изделий является асимметрия – главная особенность модерна.
К началу XX века на фабрике работало более 400 человек. Братья Мельцеры не зацикливались на выпуске мебели одного типа. Находясь в постоянном поиске, они внедряли совершенно новые для российского рынка стили.
К примеру, Мельцеры одними из первых стали применять такие необычные для России материалы, как палисандр, целлулоид. Также часто использовали для отделки инкрустацию. И если с палисандром все понятно – необходим для изготовления дорогостоящей мебели, то о целлулоиде хотелось бы рассказать отдельно.
Мебельная фабрика братьев Мельцеров постоянно стремилась расширить свой рынок, владельцы понимали, что без потребителя среднего класса эта задача неразрешима. И однажды обнаружив, что целлулоид внешне напоминает резные изделия из кости, Мельцеры начинают производство мебели, совмещая дорогостоящую древесину с дешевым целлулоидом, имитирующим слоновую кость. Этот новый материал позволял выпускать недорогие образцы мебели в стиле рококо. Сыграв на желании среднего потребителя – шик по карману, они получили огромный дополнительный рынок сбыта. Также выпускалась мебель, имеющая основу из дешевой сосны и покрытая шпоном из красного дерева – эта технология намного снижала стоимость изделия при богатом внешнем виде.
Кроме различных типов мебели на фабрике разрабатывались и выпускались комплектующие интерьеров – деревянные панели, двери, лепной и бронзовый декор, камины, предметы освещения, подбирали кожи для обивки стен.
Для братьев Мельцер не существовало мелочей при выполнении любого заказа. Все детали продумывались с максимальной тщательностью, интерьер выполнялся в едином стиле с мебельной обстановкой. Часто ковры с тканями, необходимые для отделки, закупались в Европе.
Кроме заказов императорского двора Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» выполнил множество работ по полной отделке, меблировке домов представителей купечества, буржуазии, различных состоятельных людей. В качестве примера можно привести особняки Елисеева Г.Г., Кельха А.Ф., Нобеля Э.Л., Витте С.Ю., Кшесинской М.Ф.
В начале XX века на фабрике впервые наладили выпуск чисто функциональной мебели. К ней относится больничная мебель для Императорского клинического повивального института и деловая обстановка, выполненная для Петербургского общества страхования и Учетного и Ссудного банка. На Пироговской набережной был построен народный дом-читальня, мебель для которого была изготовлена на фабрике братьев Мельцер.
Торговый дом «Мельцер Ф. и К°» постоянно участвовал в отечественных и международных выставках, демонстрируя свои новейшие разработки. Изделия фабрики нередко отмечались самыми высокими наградами.
Высочайшее качество продукции привлекало самых состоятельных заказчиков не только из других городов, но и из других государств. В конце XIX века Ф.Ф. Мельцер через А. Волконского поставлял мебель в Рим.
В течение 1913-1914 годов было проведено полное мебельное убранство дворца болгарского царя. Это был последний значительный заказ Мельцеров.
С началом Первой мировой войны фабрика резко изменила ассортимент выпускаемой продукции. Был налажен выпуск совершенно несвойственных ей вещей, таких как пропеллеры для аэропланов, футляры для телефонов, ящики для телеграфных аппаратов и прочую подобную продукцию для нужд фронта.
После Октябрьской революции фабрика братьев Мельцеров не смогла существовать в новом государстве и в 1918 году прекратила свое существование. Памятью о ней могут служить сохранившиеся образцы различной мебели, находящиеся как в музеях, так и в государственных и частных коллекциях.