Провокация и фантасмагория, помпезность и скупость, элегантность и грубость — каждый из этих эпитетов (а то и все в совокупности) применим к творчеству парижского дизайнера Маттиа Бонетти (Mattia Bonetti). Сфера его интересов кажется всеобъемлющей: от мебели и декора до интерьеров и бренд-дизайна.
Его работы можно увидеть в коллекциях Элтона Джона, Мадонны и Ив Сен-Лорана. В музеях Виктории и Альберта в Лондоне, Национальном музее дизайна Купера-Хьюитта в Нью-Йорке, Центре Помпиду в Париже. Их можно купить (дорого, очень дорого) в самых престижных галереях типа Gill или Kasmin. В его интерьерах живут Бернар Пикассо, принцесса Глория фон Турн и Такси, постояльцы отеля Cristal Champs Elysées (2009) в Париже. Его мебель стоит в соборе Мец-Сент-Этьен во Франции (2007) и отеле Mark в Нью-Йорке (2009).
Маттиа Бонетти (в центре), на стене — зеркало Bazaar Mirror
Mattia Bonetti — это звучит очень по-итальянски, хотя будущий дизайнер родился в Швейцарии, в Лугано (1952 г.). Но это и неудивительно — город находится в италоговорящем кантоне Тичино. Родители Маттиа занимались антиквариатом, и это, безусловно, наложило отпечаток на его мировоззрение, отношение ко всему, что создано человеческими руками.
Маттиа закончил Centro Scolastico per l'Industria Artistica (Учебный центр художественной промышленности) и в 1973 году переехал в Париж. Здесь он начал «работать по профессии» — дизайнером текстиля, но вскоре переключился на карьеру фотографа, отдавая предпочтение работе с черно-белой пленкой. Бонетти не имел образования в сфере производства элитной мебели, тем не менее, снимал миниатюрные интерьеры, которые перед этим создавал вручную. Эта деятельность, вероятно, и пробудила в нем интерес к мебельному и интерьерному дизайну и определила дальнейший путь маэстро. И именно в этот период ему удалось войти в тесный мир художников, коллекционеров, галеристов.
Garouste&Bonetti
В 1970-х Бонетти познакомился с Элизабет Гаруст, которая, кстати, тоже не обладала опытом в дизайне мебели. Тем не менее, именно с создания интерьеров началось их сотрудничество в 1980 году (которое продлилось фактически до 2002 г.). Первые совместные работы дуэта Garouste&Bonetti — оформление интерьера ресторана Le Privilege и известного парижского ночного клуба Le Palace — вызвали весьма неоднозначную реакцию общественности. Их называли варварскими, но в то же время притягательными. Далее пара работала над дизайном всего, что только можно представить — от мебели до флаконов для духов, от интерьеров до лейблов для одежды.
Например, именно они в 1987 г. «от и до» разработали проект дома высокой моды Кристиана Лакруа (Christian Lacroix). Как выразилась модный эксперт Люсия Ван Дер Пост, здесь «все — от цвета стен до мебели, витрины, штор, бирок на платьях, логотипа, т.е. то, что вы могли бы назвать gesamtkunstwerk (единое произведение искусства, прим. ред.), было сделано Garouste & Bonetti». И именно в этом салоне познакомилась с творчеством дуэта принцесса Глория фон Турн и Таксис. Ей так понравилась мебель, что, по ее словам, она «просто должна была иметь ее для гостиной нашего замка в Регенсбурге». Теперь принцесса с юмором вспоминает: «Разработанные ими светильники выглядели как гигантские розовые презервативы, и все мои друзья смеялись надо мной!» . Тем не менее, сама Глория была в восторге.
Галерист Дэвид Джилл тоже познакомился с творчеством Бонетти в салоне Лакруа, он вспоминает, что нашел там «что-то непохожее на любой другой салон красоты — там были маски, гогинские столы из бронзы, дикие цвета, декор из факелов с пламенем, это была фантастика примитивной силы. Это было удивительно».
Порой выбор материалов для творчества обескураживал ценителей. Здесь были металл и дерево, шкуры и акрил, папье-маше и драгоценные камни. Тем не менее, работы не только получали признание, но и неплохо продавались. И те, кто рискнул в то время приобрести что-то от Garouste & Bonetti, «теперь сидят на маленьких состояниях».
Chaise "Barbarian Chair" - 1981
Например, бронзовый стул (La Chaise Barbare), показанный в галерее Неоту в1981 году и вызвавший настоящий фурор, несколько лет назад торговался по цене 6-11 тыс. долларов. А Люсия Ван Дер Пост сетует: «Почти все, кто сталкивался с его работами, помнят, как впервые увидели произведение швейцарского дизайнера Маттии Бонетти. Для меня это был один из вечеров в начале 1980-х, когда мы ужинали с другом, чей дом был только что отделан в новом модном минималистском стиле… с голыми половицами и белыми циновками, оживленными в гостиной только красивым темным старым голландским шкафом и в столовой — потрясающим серебряным изогнутым сундуком или «комодом».
Как оказалось, он был из лимитированной коллекции от Garouste & Bonetti, и, по словам нашего друга, в небольшой галерее Дэвида Гилла на Фулхэм-роуд был еще один такой же. На следующий день я бросилась туда, но комод стоил 4000 фунтов стерлингов, которые в то время казались безумной ценой за предмет мебели. Поэтому я упустила возможность не только приобрести что-то, что мне действительно понравилось, но и сделать впечатляющие инвестиции. Сегодня эти комоды продаются за £ 120 000 и более».
Обеденный гарнитур (позолоченная сталь, лакированное дерево, пенопласт, ткань «под леопарда») – 1993 г.
Впрочем, можно найти и приобрести коллекционную мебель Garouste & Bonetti по более «демократичной» цене. Например, вот этот изящный обеденный гарнитур (фото вверху) предлагали всего за 36 627 € (14 182 € за стол и 22 445 € за стулья). А великолепный набор мебели для офиса (на фото ниже) можно было приобрести всего за 37 714 €.
Набор «Родео» (кованое железо, коровья шкура) - 1990 г.
Первыми коллекционерами работ Бонетти становились члены маленького сплоченного мира богемы, поэтому дизайнер до сих пор не так широко известен, как того заслуживает. Кроме того, в начале 1980-х, почти не было точек продаж эксклюзивной мебели. Да, были мебельные магазины, были художественные галереи, и именно галеристы разбирали работы дизайнеров. И хотя сегодня произведения Гаруста и Бонетти и более поздние работы авторства исключительно Бонетти представлены в самых выдающихся музеях и коллекциях, в основном они были выкуплены из тех немногих маленьких галерей или были заказаны в частном порядке знакомыми дизайнера.
Mattia Bonetti: единственный и неповторимый
Распад союза Garouste & Bonetti не стал для мэтра драмой. Многие из тех, кто следил за творчеством Бонетти, не видят какого-то заметного изменения направленности работ. По словам известного галериста Дэвида Гилла, «пока Элизабет была вовлечена в диалог, именно Маттиа делал рисунки и был главным творческим деятелем, душой». Эти слова доказывает плодотворная работа дизайнера, который за прошедшие полтора десятилетия был представлен на множестве шоу:
2004: «New Works», David Gill Gallery, London
2008: Galerie Cat-Berros, Paris
2008: «New Works», David Gill Gallery, London
2010: «New York», Paul Kasmin Gallery, New York
2011: Duke & Duke, Los Angeles
2012: «New Works», David Gill Gallery, London
2013: «Indoor, Outdoor», Paul Kasmin Gallery, New York
2014: «New Works», David Gill Gallery, London
2017: «New Works», David Gill Gallery, London
Маттиа верен себе. Любая его работа всегда начинается со сделанного вручную эскиза, зачастую все так же он делает миниатюрные модели будущих произведений.
Эскиз и готовая работа «Ротанг», литая бронза - 2012 г.
Однако его нельзя назвать ретроградом: мастер активно использует и 3D печать, и робототехнику. Так, свои миниатюры он сканирует в 3D формате или даже печатает их. Как, например, оригинальную барную стойку с фото ниже.
Барная стойка, 3D модель
По-прежнему для создания своих творений мастер использует очень разные материалы: от традиционных дерева и кварца до акрила и акриловых красок. Над его идеями работают краснодеревщики, кузнецы, гончары, ювелиры — те же мастера, с которыми он сотрудничал и 10, и 20 лет назад.
Эскиз и готовая работа: кабинет «Жидкое золото», алюминий, розовый кварц, позолоченная бронза – 2012 г.
Маттиа совершенно не следит за тенденциями и не следует им — каждая его работа отражает лишь собственное мировоззрение дизайнера. И хотя Бонетти отказывается классифицировать свое творчество, среди его произведений «вещь по вкусу» найдет и поклонник минимализма, и любитель арт-нуво. Большая часть работ мастера выпускается в лимитированных сериях или вовсе в единственном экземпляре. А Дэвид Гилл, в галерее которого с завидной периодичностью выставляется Маттиа Бонетти, стал своеобразным «арт-агентом» дизайнера — именно через него можно заказать «эксклюзив от Bonetti».
Бонетти очень-очень разнообразен. Как говорит он сам, ему нравится делать «строгие, трезвые формы, а затем свободные и сумасшедшие формы». Рид Кракофф, президент и исполнительный креативный директор компании Coach: «Маттиа не обременен историей. Он никогда не учился на дизайнера мебели. Он не знает, как все должно быть сделано, поэтому он делает по-своему». И как бы сумасшедше ни выглядели его произведения, они всегда функциональны: «Это стол — за ним едят, это стул — на нем сидят» (С). Можно добавить что-то вроде «шкаф и буфет — в них все хранят».
Комод «Полиэдр» (лакированное дерево, нержавеющая сталь) – 2004 г. £ 180,000 (первоначальный ценник — 40 000 £)
Коллекция — это не о Mattia Bonetti
Если о большинстве других арт-дизайнеров можно писать в ключе «в n-м году он создал коллекцию X», то в отношении Маттиа Бонетти это было бы некорректно. Он совершенно иначе смотрит на свою работу: «Я ненавижу идею «коллекции», где каждое произведение имеет предписанные отношения друг с другом. В жизни так не бывает». Поэтому максимум, о чем можно говорить, так это о нескольких произведениях, объединенных одной идеей. Причем временной разрыв между созданием таких вещей может составлять годы.
Например, в 2004 году Маттиа представил в серии Strata кабинет, серебристый и графитовый буфеты. А в 2014 году — кресло и оттоманку с таким же «именем» и схожим дизайном, но, заметьте, из других материалов.
Кабинет Strata, полированная сталь - 2004 г.
Буфеты Strata, полированная сталь и патинированая бронза – 2004 г.
Кресло и оттоманка Strata, «позолоченный» палладием дуб, бархатная обивка – 2014 г.
То же самое можно сказать о совершенно неповторимой и удивительно гламурной серии Маттиа Бонетти Necklace (Ожерелье), после представления которой эксперты дружно заговорили о том, что дизайнер соединил понятия «украшение» и «мебель» в единое целое. Причем в прямом смысле.
Приставной столик Necklace, полированная сталь, патинированная бронза – 2009 г.
Если маленький приставной столик, зеркало и подвесная консоль (на фото вверху) были сделаны в 2009 г., стол Broken Pearls (ниже) — в 2010, то круглый — лишь в 2012.
Стол Broken Pearls Necklace, хромированная и золоченая латунь, лава – 2010 г.
Столик Necklace around, травертин, полированная сталь – 2012 г.
Столы серии Necklace, кстати, предлагались в разное время в двух-трех цветовых решениях. Например, «Разорванное ожерелье» — с темной столешницей и светлыми «бусинами», со светлой столешницей из травертина и светлыми же бусинами и, как на фото внизу, с темной столешницей и такими же бусинами (на фото внизу).
Выставка Маттиа Бонетти 2011 года в галерее Майкла С. Смита в Лос-Анджелесе Duke & Duke.
С другой стороны, порой идея прослеживается в произведениях, которые вроде бы совершенно не соотносятся друг с другом. Например, нашумевшие обеденные столы Abyss 2004 года визуально перекликаются с приставным столиком Depth 2012 г., хотя, конечно, это совершенно разные концепции.
Стол Abyss, золоченая и лакированная бронза, сталь, акрил – 2004 г.
Приставной столик Depth, никелированный алюминий, лакированная бронза, глазурованный горный хрусталь – 2012 г.
Стол Abyss Бонетти — это целая история
Кстати, стол Abyss («Бездна») — одно из самых знаменитых произведений Бонетти. Дизайнер о нем говорит следующее: «Основная идея заключалась в том, чтобы сделать скульптуру. Я представлял себе что-то земное из бездны под поверхностью моря или в очень глубокой пещере. Деревья, кораллы, пузырящиеся вулканы — все эти фигуры вместе становятся столом, и вуаля!». Для столешниц использовалась листовая сталь, а основание в стиле барокко было отлито из бронзы. Чтобы получить «электрические» цвета, Маттиа призвал на помощь своего двоюродного брата, профессионального позолотчика, который покрыл отливки листовым золотом и лаками.
«Потустороннее создание», которое дебютировало на показе в лондонской галерее Дэвида Гилла, было частью крошечной серии из восьми единиц и стоило около 300 000 долларов (плюс доставка). Несмотря на пугающую цену, столы покупали. Например, коллекционер Джордж Линдеманн приобрел первый образец (розовый с золотом), Рид Краков, художественный руководитель Tiffany & Co. — синий, Дэвид Гилл — красно-золотой.
Стол Abyss синий
Стол Abyss красный с золотом в палаццио Дэвида Гилла
Стол Abyss голубой
Стол Abyss в розово-золотой гамме и стулья Louis XVI от Маттиа Бонетти в столовой коллекционера Джорджа Линдеманна в Майами-Бич
Интерьерный дизайнер Франк де Биаси считает, что притягательность столов Abyss объясняется тем, что когда за ними сидят дети, они выглядят детскими, а когда сидят взрослые — очень сложными. Мы бы добавили: монументальными. Кстати, весит такой стол ни много ни мало 380 кг.
Пожалуй, можно было бы упомянуть единственное шоу Бонетти, которому он все же дал собственное название. Это «Indoor, Outdoor», проходившая в галерее Kasmin в 2013 году. Дизайнер решил «дать мебели выйти из дома», показав, что некоторые вещи с одинаковым успехом можно использовать как дома, так и, например, в саду. Впрочем, лоджия или балкон, по его мнению, тоже подходят под понятие «outdoor».
Работы, представленные на выставке «Indoor, Outdoor»: стол и стулья «Ротанг» 2013, внизу скамья Pompeii и столик Herculaneum из травертина 2013, справа вверху приставной столик-табурет из полированной стали 2013, слева настольная лампа Construct 20
10 г.
Кресло Pliniana, бронза, обивка бархатом – 2013г.
Это кресло с выставки «Indoor, Outdoor» выглядит очень уютным, наверняка таким и является. Впрочем, наряду с новинками в галерее были выставлены и гламурный Broken Pearls (2010 г.), и совершенно фантастический столик Oval Meander (2011 г.), и кабинет «Жидкое золото» (2012), и другая известная публике эксклюзивная мебель Бонетти.
Слева направо: столики Rocky и Oval Meander – 2011-2013 г.
Наверное, каждый видит в столике Oval Meander свое. Кому-то основа напоминает легендарного Лаокоона, а кому-то — корни растений, пробивающиеся сквозь землю, что, вероятно, ближе к истине с точки зрения Бонетти. Ведь, как говорит сам дизайнер, его вдохновение «всегда исходит от природы, потому что она всегда присутствует, и это самое красивое и самое важное. Растительность, животное или человек — это то, из чего сделан мир. Ничего больше».
Кстати, и здесь тоже присутствует «преемственность» — 2015 г. дизайнер представил «логическое продолжение» серии Meander: кресло и лампу.
«Хочу такую мебель!»
Говоря об эксклюзивной мебели Bonetti, невозможно обойти вниманием безумно притягательные в своей лаконичной роскоши столы Descartes, Rock Crystal, Vertex 2014 г. — они не представляют собой «серию», но в то же время словно объединены одной мыслью.
Консоль Descartes, макасар, позолоченный горный хрусталь – 2014 г.
Кофейные столики Vertex, мрамор, горный хрусталь, отделка кожей – 2014 г.
Приставной стол Rock Crystal, мрамор, горный хрусталь – 2014 г.
Потрясающе! Как говорят ценители работ Маттиа, каждое произведение будто бы вопит: «Посмотри на меня»! Пожалуй, единственное, что останавливает большинство желающих купить одно из них, — цена.
Маттиа действительно тяготеет к «солидным тяжелым субстанциям» (добавим: «дорогим») типа благородного камня и металлов. Так, для изготовления этих великолепных столов мастер использовал мрамор, кожу, горный хрусталь, «позолоту» палладием. Действительно роскошно.
И нам кажется, что очень достойно звучали бы реплики дизайнерской мебели a la Bonetti, в которых главным материалом все же выступила бы древесина. Например, для Vertex просто просится тис или вяз (карагач), для Descartes — орех, для Rock Crystal — граб. Впрочем, выбор породы — дело вкуса. А что касается отделки из полудрагоценных камней [RbD1] и позолоты — эта задача вполне решаема.
Кстати, стоит вспомнить хотя бы тот фантастический кабинет из полированной стали Strata. Ведь впоследствии при создании кресла и оттоманки «той же серии» дизайнер легко и непринужденно заменил металл древесиной. Получилось изумительно. А это значит, что подобным образом можно поступить со многими предметами. И кто знает, возможно дизайнера не раз просили создать «облегченные копии» его произведений.
В завершение, пожалуй, отметим пару-тройку относительно свежих работ дизайнера, которые заслуживают внимания без всяких условий. И, памятуя о том, что он обычно выставляется с периодичностью раз в два года, надеемся увидеть его новые творения уже в 2019 году.
Комод Harlequin, американский орех, позолоченный /окрашенный горный хрусталь, позолоченные деревянные ручки – 2016 г.
Стул ‘Palermo Petit’, тонированный и лакированный бук, традиционная обивка – 2017 г.
Зеркало 'Rock Crystal: Emerald', бронза, латунь, горный хрусталь – 2017 г.
Табурет Edward James 'Fringe', бронза, обивка из ткани, шелковая бахрома – 2018 г.
Разумеется, работы Mattia Bonetti неповторимы, но создать реплику мебели с отсылкой к произведениям того или иного дизайнера вполне возможно…