|

Джон Мейкпис: отец британского дизайна мебели

Джон Мейкпис: отец британского дизайнера мебели 


«Отец британского дизайна мебели» - не метафора, а почетный титул, полученный Мейкписом за выдающиеся заслуги в области мебельной промышленности. О жизни и творчестве этого удивительного человека – в нашей новой статье...

Биография

 

Джон Мейкпис родился 6 июля 1939 года в Бирмингеме, графство Уорикшир. Родители готовили его к служению церкви, но молодой Джон с детства проявлял интерес к столярному делу.

Будучи ребенком, он обожал вырезать перочинным ножом деревянные фигурки. Когда ему было 11 лет, Джон впервые увидел, как делали деревянную мебель, и был буквально заворожен процессом. А немного позднее, во время семейной поездки в Амстердам, Джон увидел за работой мастеров-краснодеревщиков.

И тогда он понял, чем на самом деле хочет заниматься по жизни.

Блог Джон Мэйкпис 1.jpg


В 1957 году, после смерти отца, Джон окончательно решает сделать из своего хобби профессию. Это было непростое решение, тем более что мать была против. Но Джон остается непреклонен, и… ему везет!

Талантливого юношу замечают: Мейкпис устраивается консультантом по дизайну в отделении Crafts Council. Казалось бы, престижная творческая работа, о которой можно только мечтать – но он не получает от нее удовлетворения.

Ему не нравится, что роль дизайнера в большинстве проектов ограничена «картинками»: Джон убежден, что дизайн должен сопровождать производство от начала до конца. Кроме того, он убедился, что классическое образование совершенно не готовит его к реальной жизни. Особенно – если дизайнер решает изготавливать что-то в коммерческих целях.

Джон Мейкпис бросает работу и открывает собственную мастерскую. Качественная и стильная мебель быстро находит своего покупателя, мастерская начинает расширяться и приносить все больший доход.

Все это время Джона не покидает мысль об учебном заведении, которое бы давало будущим дизайнерам не только теоретический багаж, но и практические навыки производства, и, главное, грамотного ведения бизнеса. «Без создания и расширения рынков, - любил повторять он – вообще нет смысла создавать продукты для продажи».

В 1972 он отправляется в США, где пробует основать свою школу ремесел, но дело дальше проекта так не пошло.

Но по возвращении в 1976 году в Великобританию, Мейкпис приобретает особняк в графстве Дорсет и все-таки осуществляет задуманное. 19 сентября 1977 начинает работу специализированная школа для подготовки мастеров, занимающихся работой по дереву – колледж Парнхама, директором которого, разумеется, становится сам Джон Мейкпис.

Сюда же переехала его студия мебели.

Блог Джон Мэйкпис 2.jpg

Колледж Парнхама

Колледж Парнхама быстро приобрел международное признание, и вскоре аналогичные учреждения появились в Шотландии, Ирландии, Австралии и США.

В 1982 году Джон приобретает парк Гука (Park Hooke) - 350 акров хвойных и широколиственных лесов. Он нужен ему, во-первых, как материальная база для производства мебели, а во-вторых – для научных исследований. Мейкпис изучает особенности разных пород, ищет новые технологии обработки древесины. В особенности его интересуют возможности использования в столярном производстве и строительстве лесных культур малого диаметра.

Блог Джон Мэйкпис 3.jpg

Парк Гука весной


В 2000 году, после 24 лет работы, Дом Парнхама переехал в парк Гука (новое здание в парке строится с использованием наработок Мейкписа по использованию в архитектуре дерева малого сечения), после чего Джон передал бразды правления новому директору, который вскоре объединил Парнхам с международной архитектурной ассоциацией.

А Мейкпис с женой приобрел особняк в Беминстере, который является теперь для них и домом, и студией, и галереей работ.

Блог Джон Мэйкпис 4.jpg


Джон продолжает создавать на заказ изделия, ведет размеренный образ жизни. Он любит путешествовать, коллекционирует предметы современного искусства и дизайна. Увлекается садовым дизайном и строительством.

Как создаются шедевры.

Так что же можно сказать о мебели Джона Мейкписа?

Джон - индивидуалист, чья работа всегда ближе к искусству, чем к торговле мебелью. Большинство изделий, выходящих из его студии, делались в единственном экземпляре, и за ними теперь охотятся коллекционеры со всего мира.


Блог Джон Мэйкпис 5.jpg

«Trilogy Desk». Вишня, дуб, бронза.


Блог Джон Мэйкпис 6.jpg

«Throne Chair». Лакированная липа.


Блог Джон Мэйкпис 7.jpg

«Forum Table and Chairs». Мореный дуб, натуральная кожа, алюминий.


Блог Джон Мэйкпис 8.jpg

«Spring Table and Chairs». Тис, патинированная бронза.


Блог Джон Мэйкпис 9.jpg

«Petra Chest». Фасады из необработанного вяза. Обвязка из дуба и вяза.


Блог Джон Мэйкпис 10.jpg

«Cluster Table». Вяз.


При этом мебель Мэйпкинса – не просто «предмет искусства» - каждое его изделие чрезвычайно удобно и практично. Возьмем, например, этот стол из массива в виде дубового листа – на самом деле лопасти увеличивают эффективную площадь для сидящих за столом людей. Стол не просто красив – он потрясающе удобен и продуман до мелочей!


Блог Джон Мэйкпис 11.jpg

«Mulberry Table». Тутовое дерево, патинированная бронза.



Что до цены изделий…

Вот небольшой пример, который привел Джон в одном из интервью: Еще в 1977 году он изготовил пару стульев за 2000 фунтов стерлингов. Спустя три десятилетия они оцениваются в £ 100 000. Как выразился Джон: «Это нервирует, особенно, если вспомнить, как было трудно тогда держаться в рамках бюджета заказчика». Ниже мы привели несколько изделий Мейкписа, продающихся им на момент написания статьи.


Блог Джон Мэйкпис 12.jpg

«Zebras Cabinets». Дуб, техника маркетри. Розничная цена - £ 90 000 за пару.


Блог Джон Мэйкпис 13.jpg

«Cushions Chest». Платан. £ 15 200


Вам интересно, как рождаются все эти удивительные вещи?

Лично нам было очень интересно, и к счастью, кое-какую информацию о процессе проектирования и производства удалось найти.

Прежде чем приступать к работе, Джон Мейкпис знакомится с заказчиком и помещением, в котором будет находиться его мебель: «Я предпочитаю посетить потенциального клиента, изучить расположение и характер пространства и обсудить практические вопросы - выбор материалов, сроков и бюджета, включая способ и порядок оплаты».

Интересный момент, который мы даже решили взять себе на заметку: всюду, где только это возможно, Джон просит клиента описывать будущее изделие глаголами, а не существительными и прилагательными. Это помогает понять, что человек хочет от мебели – а не как он себе ее представляет.

Блог Джон Мэйкпис 14.jpg

«Ripple Chest». Изготовлен из дуба 1760 года высадки.


Блог Джон Мэйкпис 15.jpg

«Vine Chair». Липа.


Блог Джон Мэйкпис 16.jpg

«Standing Stones Table». Столешница из мореного дуба возрастом 5000 лет. Основание из обожженной липы.


«А если клиент хочет что-то очень конкретное» - говорит Джон – пусть идет к кому-то другому и заказывает это там». И его можно понять. В конце концов, если уж вы решили потратить тысячу-другую евро и сделать заказ у Джона Мейкписа, то пусть Джон Мейкпис делает так, как считает лучшим!

Еще одно интересное правило его студии – полное отсутствие ограничений по срокам. Дизайнер, создающий эксклюзивное изделие, должен работать над ним столько, сколько нужно - а не столько, сколько скажет заказчик.


Блог Джон Мэйкпис 17.jpg

«Eighteen Chest». Вяз, вишня, граб. Накладки из древесины кедра. Бронзовые ручки.


Блог Джон Мэйкпис 18.jpg

«Knot Chair». Дуб, вяз.


Блог Джон Мэйкпис 19.jpg

«Bird Desk». Вяз, натуральная кожа, патинированная бронза.


Блог Джон Мэйкпис 20.jpg

«Quadrofoil Table». Мореный дуб, патинированная бронза.


Не стесненный в сроках, Джон всегда ориентируется на идеальный вариант. Чертежи, модели и макеты разрабатываются и переделываются до тех пор, пока решение не будет найдено. После чего предлагаемая конструкция и смета представляются клиенту для утверждения.

Блог Джон Мэйкпис 21.jpg

«Sylvan' Chairs». Дуб, натуральная кожа.


Блог Джон Мэйкпис 22.jpg

«Time Table and Chairs». Английский дуб, натуральная кожа.



После получения предоплаты начинается подготовка древесины. Мейкпис часто использует редкие и уникальные породы дерева, недоступные в коммерческих количествах.

В выборе породы дерева в первую очередь важны ее цвет и фактура, но и размер может оказаться лимитирующим фактором. Ведь если дуб, ясень, вяз или платан вырастают большими, то вишня, тис, падуб и тутовые деревья, как правило, значительно тоньше и короче.

Блог Джон Мэйкпис 23.jpg

«Flow Chest». Дуб и ливанский кедр.


Блог Джон Мэйкпис 24.jpg

«Petal Chairs». Платан, шелковая обивка.


Блог Джон Мэйкпис 25.jpg

«Wings Cabinet». Платан.


Блог Джон Мэйкпис 26.jpg

«English Fruits Table». Липа.



Заготовленное дерево сушится, и подается высококвалифицированным мастерам. Почти всегда от них требуется многомесячная, кропотливая работа. И в отличие от большинства других производств, дизайнер продолжает тесную работу со столярами на протяжении всего процесса изготовления мебели (кто бы сомневался!)

Рассмотрим создание конкретного изделия на примере одного из самых известных стульев Джона – «Trine Chair».


Блог Джон Мэйкпис 27.jpg

«Trine Chair». 5000-летний мореный дуб и тис.


Шесть таких стульев были изготовлены для клиентов из Бельгии, в кухню стиля модерн. Клиенты составили бриф, согласно которому изделия должны были соответствовать дизайну дома, но при этом быть максимально удобными и неформальными.

У Мейкписа довольно быстро родилась идея трехногого стула, состоящего только из пяти элементов: трех ног, сидения и спинки, но нужно было убедиться, что такое изделие будет надежным и удобным. Поскольку нагрузка на стул больше, чем на любые другие предметы мебели, необходимо было отдельно решить вопрос о креплении ножек и спинки.

Для достижения необходимой прочности решено было делать спинку и сиденье из нескольких слоев дерева, с чередованием направления волокон. Изогнутые ножки вырезались из цельного куска дерева.

Согласовав между собой все эти моменты, мастера изготовили пробный макет изделия.

Вопреки ожиданиям, искривленная задняя нога стула давала превосходную устойчивость, да и сам стул был на редкость удобным, хотя изгиб спинки и сидения все-таки пришлось скорректировать: нужно было сочетать эргономику с эстетикой от демонстрации разных слоев дерева, образующих полосатый рисунок.

Только после этого клиенту показали прототип и сделали коммерческое предложение на изготовление стульев из тиса и мореного дуба возрастом 5000 лет. Подтверждение было получено, и работа началась.

Сидение и спинка были изготовлены из двухмиллиметровых слоев тиса, чередующихся с миллиметровыми слоями мореного дуба. Всего потребовалось 11 слоев на сидение и 31 слой на спинку. Слои склеивались друг с другом и спрессовывались в готовую изогнутую форму с помощью вакуумного насоса.

Чтобы придать дополнительную прочность сидению, получившийся деревянный диск был усилен пластиной из нержавеющей стали, а места крепления ножек были укреплены эпоксидной смолой и стальными вставками.

Осталась только полировка и покраска.

Да, только не надо обманываться – за этим поверхностным описанием стоит месяц проектирования и четыре месяца ручной работы.


Блог Джон Мэйкпис 28.jpg

«Millennium' Chair». Остролист, натуральная кожа.


Блог Джон Мэйкпис 29.jpg

«Arcade Chest». Английская вишня.


Напоследок хочется перечислить принципы работы, которыми Джон Мейкпис руководствуется вот уже 50 лет:

1.       Проектируйте и работайте добросовестно.

2.       Уважительно относитесь к материалу. Особенно к редким породам дерева.

3.       Следите за наукой и технологиями. Они дают новые возможности.

4.       Тщательно изучите свойства материалов, прежде чем сочетать их в одном изделии.

5.       Создавать объекты нужно для нашего времени, но так, чтобы они служили и будущим поколениям.

6.       Хорошо нужно делать даже самые простые вещи. Это основа, без которой невозможен профессиональный рост.

7.       Давайте своим мастерам возможность учиться и повышать компетентность в своем деле.













Назад к списку

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений