|

Форма, цвет и свет: нерушимая связь в творчестве Вернера Пантона

Творчество Вернера Пантона: нерушимая связь формы, цвета и света


Настоящая классика - не обязательно то, что было придумано до XX в. Классикой может стать любое произведение, если оно будет находить своего покупателя в течение многих десятилетий и сумеет органично вписываться в изменяющиеся реалии. Пожалуй, одним из самых ярких классиков мебельного дизайна можно назвать датчанина Вернера Пантона. Многие из его творений уверенно преодолели полувековую известность и продолжают пользоваться невероятной популярностью.

«Основная цель моей работы — побудить людей использовать свое воображение. Большинство людей проводят свою жизнь, живя в унылом серо-бежевом соответствии, смертельно боясь использовать цвета. Экспериментируя с освещением, цветами, текстилем и мебелью и используя новейшие технологии, я пытаюсь… побудить людей использовать свое воображение и сделать свое окружение более захватывающим».

Вернер Пантон

Вернер Пантон родился 13 февраля 1926 г. в деревне Гамтофт на датском острове Фюнен в семье Элен и Генри Пантонов. Генри Пантон работал трактирщиком и мытарем, позже арендовал гостиницу в поместье Лангесо.

Мальчик с детства хотел стать художником, против чего выступал отец. Поэтому в 1944 г. Вернер поступил в Технический колледж в Оденсе и одновременно (до 1946 г.) проходил военную службу. В 1947 г. юноша закончил колледж и сразу же поступил в Королевскую академию искусств в Копенгагене, где изучал архитектуру до 1951 г.

В 1950 г. Вернер женился на Туве Кемп, падчерице дизайнера Пола Хеннингсена. Хотя брак был недолгим, дружба между Полом и Вернером длилась до самой смерти Хеннингсена в 1967 г.


Стул муравей Якобсена.jpg


Впоследствии Пантон отмечал, что чем старше становится, тем с большим уважением относится к Арне, несмотря на разницу в их мышлении. Вернер признавал, что никто и нигде не дал ему столь много, сколько дал Якобсен.

Переделав фургон VW в мобильный офис, Вернер Пантон три года (с 1953 по 1956 гг.) путешествует по Европе, налаживая связи с коллегами, дилерами и производителями. В результате впоследствии реализует немало архитектурных и мебельных проектов.

Сразу в дамки

В 1953 году производитель престижной мебели Фриц Хансен запускает в серийное производство Bachelor Chair от Пантона. Это разбирающееся кресло, которое состоит из хромированного стального трубчатого N-образного основания, соединенного двумя перекладинами, с обивкой из ткани или замши с подушкой или без нее. Уже тогда в серию запустили изделия в разном цветовом исполнении — кресла выпускали с бирюзовой, синей, красной, желтой, коричневой и черной обивкой.

с подушкой.jpg

И еще один серийный стул — Tivoli, разработанный для одноименного ресторана в Копенгагене. В нем спинка и сиденье образуют единое целое с основанием из трубчатого стального профиля, соединяясь с ним вертикальными перемычками. Покрытие сиденья и спинки изготавливалось из ротанга или синтетической нити. Стул был снят с производства только в 1970-х гг., но в 2003 г. снова поставлен в серию и получил классическую премию Бо Бедре.


тиволи.png


В 1956 г. Вернер Пантон участвовал в конкурсе дизайнеров мебели, который организовала группа WK / WKS. Увы, неудачно. НО! Именно в этот период времени автор увлекся идеей производства стула из одного единственного элемента. Многие идеи из представленных на конкурсе имели впоследствии развитие, например, «то самое» кресло Пантона.


эскиз 2.jpgэскизы 1.png

Наброски «стульев из одного элемента», представленные Пантоном на конкурсе в 1956 г.

Как не порадеть родному человеку

Пожалуй, одно из самых узнаваемых, эффектных и бесспорных с точки зрения эстетики произведений Вернера Пантона — стул «Конус» (Cone Chair), ставший сенсацией. И создан он был в 1958 г. для ресторана «Гостевой дом» (Kom-igen guest house), расположенного в парке Ланжесо на острове Фюнен. Маленький нюанс: арендатором этого популярнейшего заведения был отец Вернера Генри Пантон.

Стул изготовлен из металлического каркаса в форме конуса, который вращается на металлической ножке в основании, выполненном в форме креста. Конус, подушки сиденья и спинки обиты красной тканью. Впрочем, Вернер разработал не только эти великолепные кресла, он создал весь интерьер — в пяти разных оттенках красного.

конус.jpg


В 1959 г. Пантон начал сотрудничество с несколькими компаниями. Для Plus-Line продолжил разработку серии мебели Cone Chair; для Unika Væv — дизайн текстиля; для Louis Poulsen — светильников.

В 1960 г. Вернер создал дизайн гостиничного ресторана Astoria в Тронхейме, и в его залах можно было увидеть чуть ли не все вариации кресла-конуса — классический, со спинкой в форме сердца (Сone Heart), с проволочной спинкой (Wire Cone Chair)…

Возвращаясь к мечте

Наконец, в 1965 г. Вернеру удалось воплотить в жизнь свою давнюю идею — стулья, сделанные из одного единственного элемента. Эти изделия текучей формы взялась изготовить компания Thonet. Только представьте, это сделано из фанеры! И все же это еще не «тот самый стул Пантона», еще нет.



S стул.jpg

Как мы упоминали ранее, первые эскизы подобного стула появились на конкурсе дизайна еще в 1956 г. Сохранились и более поздние, 1958/59 гг., эскизы, в которых стул Пантона уже вполне узнаваем. Чуть позже Вернер создал полноразмерную версию из полистирола. Конечно, сидеть на ней было нельзя, но модель позволяла потенциальному производителю оценить саму возможность изготовления. Кстати, этот «полистирольный стул» хранится в Музее дизайна Vitra, и по нему можно отследить те изменения, которые стул претерпел за долгие годы.

В начале 60-х Вернер Пантон вступил в контакт с управляющим директором компании Vitra Германом Миллером, который заявил о возможности и готовности запустить стул в серию. И дизайнер переехал в Базель. Но только в 1965 г. началась интенсивная работа над консольным стулом, который теперь известен как Panton Chair.

Стул, сделавший имя

И лишь в 1967 г. «стул Пантона» наконец-то был представлен публике. А далее его ждали множественные изменения. Первоначально, в 1967/68 гг., стул изготавливали из окрашенной в разные цвета полиэфирной смолы, армированной стекловолокном. С 1968 по 1971 г. — из жесткого пенополиуретана, также окрашенного в разные цвета. С 1971 по 1979 г. — из термопластичного полистирола.

В 1979 г. стул сняли с производства. Но в 1983 году снова запустили в серию, производят по сей день и выпускают несколько моделей:

с 1983 г. — из окрашенного жесткого пенополиуретана (узнать можно по подписи Пантона на основании);

·с 1999 г. — из цветного полипропилена;

·с 2005 г. — версия для детей из цветного полипропилена (Panton Junior).

verner_panton_20.jpg


Но что если смешать самые удачные находки? То есть «Стул Конус» и «Стул Пантона»? Тогда получится «Система 1-2-3». Так называется серия, которую производит Фриц Хансен.




серия 1 2 3.jpg


серия 123 3.jpg


А вот еще один представитель семейства стульев Пантона — кресло С-1. На наш взгляд, оно просто безукоризненно. Кстати, его тоже и сейчас производят.


Кресло С-1.jpg

Цветовая фантасмагория Пантона

Думаем, не будет преувеличением сказать, что подавляющему большинству знакомо название Байер (Bayer). Эта компания продвигала свою продукцию, используя порой неординарные решения. Например, с конца 60-х до середины 70-х каждый год во время проведения мебельной ярмарки в Кельне она арендовала прогулочный катер, который буквально превращался в выставочный зал современного мебельного и интерьерного дизайна. Дважды оформлением занимался Вернер Пантон.

Так, в 1970 г. на выставке Visona 2 он представил «Фантазийный пейзаж». Сочетание ярких цветов и текучих органических форм — одна из визитных карточек Вернера Пантона. И эта установка признана одним из основных пространственных проектов второй половины XX в. Кстати, некоторые из феерических изделий, показанных на упомянутой выставке, были даже запущены в серию.

изделие пантона в частной квартире.jpg

Игра с формами и цветом прослеживается в течение всего творческого пути Вернона Пантона. Уже в 1996 г. в галерее Литман (Galerie Littmann) в Базеле дизайнер представил инсталляцию «Цветовые пространства», где предложил посетителям оценить воздействие цвета на тело и дух, почувствовать эффект потепления или похолодания при переходе из комнаты в комнату.

фантасмагория.jpg


Не можем не сказать! Кто не знает ИКЕА? Все знают. А ведь в 1993/1994 г. компания выпускала «стул Вильберта», разработанный Вернером Пантоном.

кресло вилберта для икея.jpg

Да будет свет

Без света нет цвета. Вернер Пантон преуспел и в дизайне светильников тоже. Одно из первых его произведений — «Лунная лампа», представленная еще в 1960 г. Состоит она из десятка алюминиевых кольцевых планок, собранных на стержнях вокруг лампы таким образом, чтобы могли сдвигаться. Позднее металл заменили на пластик. Часть света от лампы отражается от планок, и уже потом распространяется по помещению.

Вполне вероятно, что вам доводилось видеть один из самых знаменитых светильников Пантона из серии «Веселье» (Fun). Полупрозрачные диски, соединенные между собой металлическими кольцами в цепи, образуют каскады, подвешенные либо на металлическом кольце, либо на пластине. Есть версия, что в первоначальном варианте диски были вырезаны из серебристой фольги (этим занималась вторая жена мастера Марианна Пантон). Впервые эти светильники «Веселье» продемонстрировала компания J.Lüber на Кельнской мебельной ярмарке в 1964.

Светильник с непрозрачными дисками.jpg



Не менее известен и светильник «Цветочный горшок». Он был произведен для стенда Bayer на выставке мебели в Кельне в 1968 г. Эти изделия предлагают в чистых, ярких, радостных цветах. Очень позитивно, не правда ли?


цветочный горшок 2.jpg

Думаем, вы согласитесь с нами в том, что представленные ниже светильники «Глобус» (Globe), «Эллипс» (Ellipse) и «Подвеска» даже сейчас выглядят очень современно и необычно. А ведь «родились» они в уже далеких 1969/70, 1971 и 1977 гг. соответственно.

«Глобус» и «Подвеска» представляют собой собранные из двух полусфер прозрачные акриловые сферы, в которых на тросах подвешены рефлекторы. Рефлекторы (отражатели) изготовлены из алюминия — белого и цветного лакированного (в «Глобусе» это красный и синий, в «Подвеске» — розовый). Если «Подвеска» — упрощенный вариант «Глобуса», то «Эллипс» — его более замысловатая версия, которая так и не вышла в серию. Концепция осталась прежней, но форма усложнилась, а количество рефлекторов увеличилось.


глобус.jpg


А ниже на фото представлены светильники серии «Европа» дизайна 1977 г. Слегка выпуклые в верхней части абажуры выполнены из стекла — частично прозрачного, частично лакированного белого. Цилиндрические внутренние плафоны изготовлены по тому же принципу. Настольные лампы и торшеры установлены на металлическое хромированное основание. Производил эту прелесть Луи Поульсен.


Светильники серии европа.jpg


Вернер Пантон получил множество наград. International Design Award, США — в 1963, 1981 и 1986 гг. Премию PH, Дания — в 1967 г. Eurodomus 2, Италия и медаль Bauzentrum, Австрия — в 1968 г. Gute Form, Германия — в 1973 г. Награду за мебель, Дания — в 1979 г., и в этом же году в его честь в швейцарском Базеле была организована выставка Pantorama. Пять раз, с 1981 по 1984 гг., Пантон получил премию «Немецкий отбор», Германия. В 1986 г. — награду Sadolin-Color, Дания и Gute Form, Германия. В 1991 г. — Премию Датского совета по дизайну. В 1992 г. — награду за дизайн в Норвегии. В 1998 г. королева Дании наградила Вернера Пантона Рыцарским Крестом ордена Даннеброг.

Вернер Пантон умер 5 сентября 1998 года. А в 2012 году немецкий город Вайл-на-Рейне увековечил имя дизайнера, назвав в его честь дорогу, ведущую от кампуса компании Витра к холму Тюлингер и саду Витра, откуда открывается великолепный вид на Дрейландерек и кампус Витра.

Назад к списку

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений