Ампир в мебели и интерьере — это удивительное сочетание помпезности «украшательства» и строгости «классики», воинственности и порядка, праздничности и покоя.
Становление, расцвет и закат имперского стиля во Франции пришлись приблизительно на 1800-1815 гг. Порой указывается более конкретный период (1804-1814), т.е. время существования Первой Французской империи под управлением Бонапарта, благодаря которой стиль и получил свое название. Сомнительное уточнение, поскольку фактически Наполеон правил с ноября 1799 г., а его коронация в 1804 г. стала лишь «записью» свершившегося факта захвата власти.
Название «ампир» происходит от фр. empire «империя» ¬ лат. imperium «власть» ¬ лат. imperare «повелевать» ¬ праиндоевр. *perə- «организовывать». Уже из этимологии термина понятно, что все, созданное «под эгидой» ампира должно было «утверждать» власть Наполеона и возвеличивать его завоевания. Это не ново — так прежде поступали и египтяне, и эллины, и римляне, и византийцы.
Таким образом, имперский стиль — искусственно созданное направление в искусстве (просим прощения за тавтологию, но здесь она уместна). Его авторы — не мебельщики, а профессиональные художник Жак-Луи Давид (1748 1825) и архитекторы Шарль Персье (1764–1838) и Пьера-Франсуа-Леонард Фонтен (1762–1853). Так же «искусственно» выглядит и «пул» ремесленников, воплощавших задумки художников и архитекторов в реальность. Фактически можно назвать всего несколько фамилий. Конечно, это в первую очередь мебельщики: династия Жакоб — Жорж Жакоб, Жорж II Жакоб и Франсуа-Оноре-Жорж Жакоб (он же Жакоб Демальтер); Анри Жакоб (однофамилец и подражатель Жоржа Жакоба); Жан Жозеф Шапюи (ученик Жоржа Жакоба); Пьер-Бенуа Маркион. И разумеется, это бронзовщик Пьер-Филипп Томир.
Знаете, что такое круговорот авторитета в искусстве? Становление стиля директории и ампира отличный тому пример. Дело в том, что Жорж Жакоб и сам был прекрасным рисовальщиком и в некотором роде новатором. Еще в 1780-х гг., за полтора десятка лет до рождения стиля директории и ампира, он начал создавать мебель с включением античных мотивов. Его изделия кардинально отличались от всего того, что было «на рынке».
Работал мастер и по эскизам Жака Луи-Давида, и большие проекты 1789-90 гг. принесли ему славу. «Та самая» кушетка, на которой возлежит мадам Рекамье со знаменитого полотна, была создана в этом содружестве. И по факту стала предвестником ампира. Кстати, такое ложе так и называют: «рекамье»
.
Портрет мадам Рекамье. Автор Жак Луи-Давид, 1800 г.
В 1793 г. Жорж Жакоб получил большой заказ на мебель для зала заседаний Конвента во дворце Тюильри. Почему мастер опасался сам заняться эскизами, вероятно, до сих пор не совсем ясно. Так или иначе, но он нанял для проектирования никому еще особо не известных Персье и Фонтена. Эти двое, получившие образование в Италии, перебивались на тот момент случайными заработками. А теперь именно этих «ребят» все почитают как вдохновителей ампира. А тех, кто «вывел архитекторов в люди», считают ремесленниками, работавшими по проектам «изобретателей». Талантливыми, но все же…
Эксперты пишут, что мастерские семьи Жакоб обеспечивали мебелью в стиле ампир всю Европу. Как это могло быть? Наверное, запросто, если учесть, что в 1804 г. «в состав фирмы» входили: три столярные, краснодеревная, токарная, скульптурная, резная, наборная, полировочная, орнаментальная, литейная, золочения по металлу, замочная, скульптурная, обивочная мастерские. Итого 15 «производственных подразделений». Да и тех, кто мог себе позволить дорогую мебель, во всей Европе было не так уж много.
Итак, имперский стиль зародился во Франции, продолжив так называемый переходный стиль Директории (1795-1799 гг.), который, в свою очередь, сменил стиль Людовика XVI (1775 по 1790 гг.). Просуществовав на родине всего порядка 15 лет, ампир завоевал и другие страны, и в каждой, как водится, приобрел свои индивидуальные черты. Поэтому, помимо собственно французского имперского стиля, выделяют германский бидермейер, шведский стиль Карла Юхана, американский стиль федерации, русский ампир, т.н. греческое возрождение, британский стиль регентства
.«Комната войны» в Павловском дворце. Воронихин, 1803-1804 гг. Александровский ампир.
Обратите внимание. К сожалению, в Сети к статьям о мебели времен французского ампира в качестве иллюстраций часто используют неаутентичные изображения. Иногда это можно объяснить сходством изделий имперского периода с мебелью времен Людовика XVI и более поздних отголосков ампира. Но зачастую предлагаемые к рассмотрению «продукты» не вписываются в рамки стиля не только по времени создания, но и по «антуражу».
Мы же очень старались найти те работы и интерьеры, которые можно с достаточной точностью датировать, чье авторство и стилистика также определены точно или с очень высокой долей достоверности
.
«Архитектурные» заимствования и орнаменталистика в мебели имперского стиля
Ампир многое заимствовал из культуры древних цивилизаций — Эллады, Древнего Рима, Египта. Кстати, фактически египетский стиль существовал как отдельное направление. Он зародился в 17 в. и отразился в работах архитекторов этого века и в эскизах Т. Хоупа (Household furniture and interior decoration, 1807 г.). Египетский стиль окончательно оформился на стыке 18 и 19 вв., после соответствующих походов Наполеона, тесно вплетясь в стиль директории и ампира.
Реконструкция «Египетской комнаты» по эскизу Т. Хоупа. Выставка в музее Victoria & Albert Museum (Лондон), 2008 г.
Ампир — яркий образец «архитектурного» мебельного стиля. Это означает наличие в дизайне «заимствований из строительной сферы» и изобразительного искусства. Наиболее распространенные объемные детали:
Крылатые львы и сфинксы, различного вида химеры, грифоны, гермы, кариатиды зачастую используются в качестве опор столов и опор для подлокотников (а то и целых локотников) стульев и кресел
.
Столик с опорами в виде герм
Кресло с опорами для подлокотников в виде крылатых львов.
Колонны и пилястры по-прежнему обрамляют фасады шкафов, служат стойками. Однако даже круглые колонны выглядят здесь «геометрично», строго.
Библиотека дворца Мальмезон, 1800 г. Шкафы оформлены портиками с круглыми в сечении колоннами.
Думаем, что колонны лишь придают шкафам монументальности, никак не смазывая, не смягчая их четких форм.
Орнаменталистика французского ампира
Часть архитектурных заимствований «осталась» в ампире от предшествующих течений. Как и орнаменталистика. Но по совокупности элементов она отличается от других стилей. Типичные варианты декора мебели во французском имперском стиле:
Практически на всех медальонах и барельефах, скульптурных группах встречаются мотивы, заимствованные из греко-римского, восточного эпоса или египетского искусства
.
Часы. Полет Фаэтона в солнечной колеснице по небу. Пьер-Филипп Томир, ок. 1800-1810 гг.
На бронзовой накладке изображен, как считают, Митра, убивающих быка. Этот персонаж относится к восточной мифологии.
Нужно отметить, что, несмотря на обилие орнамента и позолоты, мебель в имперском стиле достаточно просто отличить от барокко и рококо. Растительный узор здесь намного менее «пышный» и, как правило, не является главным элементом декора.
Например, в барокко и рококо «пышная растительность» часто используется для оформления периметров спинок, изголовий, подстольев и т.д., имеет зачастую достаточно свободно расположенную в пространстве форму. В ампире даже растениям «надлежит» следовать строгому военному порядку: элементы орнамента вписаны в круг, треугольник, ромб, овал, многоугольник, либо образуют строго вертикальную или горизонтальную линию
.
Вверху «классические» антемии (антемионы). Это ленточный орнамент, представляющий собой чередующиеся пальметты и цветки лотоса либо чередующиеся два вида пальметт. Внизу 2 орнамента в стиле ампир. На нижнем одновременно мы видим и акант, и антемий, и розетки.
Нижнее двойное изображение орнамента в стиле ампир достаточно «затаскано» в сети. Но зато показательно. Некоторые пишут, что вверху — акант, но мы не согласны. Листья аканта явно прослеживаются в основании пальметт. Учитывая специфику стиля, мы бы, скорее, предположили, что это ветви лавра либо оливы с волютами, перемежающиеся розетками. А на следующем фото это точно лавр.
Двойная консоль. Красное дерево, ормолоу, мрамор. Мастерская Жакоб, Версаль. Царги декорированы накладками в виде лавровых ветвей и розеток. По углам стоят четыре кариатиды. По центру на основании два грифона «сторожат» амфору.
Декор в мебели имперского стиля накладной, строго симметричный, большая его часть (орнамент) расположена по периметру поверхностей. Маркетри, интарсия, роспись не типичны, но встречаются изделия с мозаикой из фарфора и элементами резьбы. Поскольку первостепенное внимание уделяется красоте дерева, декор должен был быть безупречен по качеству изготовления элементов и безукоризнен по композиции. И действительно, это всегда очень тонкая работа и эстетически завершенная идея.
Материалы, цвета и закономерности интерьера в стиле ампир
Корпуса крупных предметов мебели в стиле ампир, по большей части, изготавливаются на основе коробов или рам из недорогой древесины и фанеруются шпоном из дорогих пород, в основном, красного (махагони) и лимонного дерева. Для выявления характерного узора древесины поверхности тщательно полируются. Но в 1806 г. коалиция европейских государств инициировала континентальную блокаду Франции, и роскошное красное дерево стало для нее недоступно.
Понятно, что нельзя было «взять и остаться без новой мебели», поэтому вплоть до падения Империи французским мебельщикам пришлось довольствоваться ясенем, кленом (или платаном), орехом, корнем вяза, грушей, яблоней, липой и т.п. Такое дерево, конечно, окрашивали. Именно тогда появилась та самая белая мебель, которую зачастую связывают с ампиром.
НО! Считается, сочетание окрашенного в белый цвет дерева с позолоченной резьбой — «фишка» русских мастеров. И действительно, в «наших» интерьерах это решение встречается гораздо чаще. И чего греха таить, белое с золотом многим кажется гораздо эффектнее, чем темное красное дерево с бронзовыми накладками
.
Пара консолей авторства Пьера-Бенуа Маркиона. Окрашенное дерево, мрамор, резьба, позолота, начало XIX в.
В фаворе по-прежнему остаются комоды (в том числе с цилиндрическими крышками, что идет вразрез с общим посылом стиля), секретеры с откидными фасадами, низкие шкафы. Стоит, однако, заметить, что подобные предметы меблировки фактически повторяют изделия времен Людовика XVI, приобретя во времена ампира лишь несколько более строгие формы.
Помимо открытых библиотек появляются закрытые книжные шкафы, шкафы с зеркалами, массивные «ночные столики», столы с зеркалами-псише. Популярными остаются столы-консоли очень модными — столики-геридоны
.
Библиотека в отеле Богарне.
Повсеместно используется ормолоу (золоченая бронза) — на оконечниках опор, для деталей декора, объемных элементов. Опоры настолько разнообразны, что выделить типичные для французского ампира затруднительно. Прямые, сужающиеся книзу высокие ножки, плиты-основания, когтистые лапы, сплющенные шары и кубы… Для изготовления столешниц, досок комодов и т.п. помимо дерева активно применяется мрамор.
Обивка изделий чаще гладкая (не каретная), из дорогих тканей — шелка, атласа, бархата, новомодного жаккарда, парчи. Предпочтение отдается однотонной отделке (часто с декором из лавровых венков, звезд в тон ткани), либо богато расшитой золотом. Контрастный узор используется редко, разноцветный не типичен, но все же встречается
.
Особенности интерьера французского ампира
Цвета — яркие, чистые; наиболее распространены малиновый (пурпурный), синий, красный, бордовый, зеленый. Встречаются и «более пастельные» тона, например, знаменитый «Голубой салон» с фото ниже. Белый в интерьерах французского ампира достаточно редок.
«Голубой салон» императрицы Марии Луизы в Компьене. Мебель из позолоченного дерева поставлена Жакобом Демальстером в 1812 г.
Гамма обивки мебели и интерьерного текстиля в целом должна совпадать. Т.е. если у нас обивка синяя, то и шторы, и накидки на кровати и пр. тоже синие. Сочетание нескольких цветов нетипично (ковры в расчет не берем), но ярким примером можно считать тронный зал в Фонтенбло.
Тронный зал в Фонтенбло. Балдахин над троном Наполеона двухсторонний: сверху бордовый, внутри синий. Обивка кресла и внешнего балдахина расшиты пчелами.
Еще одна «интерьерная закономерность» — симметрия и однородность. Предметы мебели расставляются не хаотично, а упорядоченно. Отсюда следует, что одним стулом или креслом не обойтись. Как правило, интерьеры тщательно разрабатываются, мебель для того или иного помещения изготавливают в едином ключе. Причем часть стульев или кресел обязательно ставят у стен, а для сиденья предназначены те, что стоят у столов или «вторым рядом от стен». Это заметно на любом фото интерьеров той эпохи. Впрочем, ампир лишь продолжил уже устоявшуюся традицию.
Изумрудный салон в отеле Богарне, Париж. Когда-то особняк, носящий сейчас имя Богарне, принадлежал Эжену Богарне, сыну Жозефины, первой жены Наполеона. Сейчас в здании размещается посольство Германии. Немцы вкладывают огромные деньги, чтобы вернуть помещениям тот вид, который они имели во времена Наполеона.
Наряду с традиционными способами декорирования стен с помощью драпировки, используются «гладкая оклейка» и обои. Даже роскошные шелк и парча весьма успешно ими притворяются. Лионские мастеровые, можно сказать, превзошли самих себя. Отличный пример вы увидите несколько ниже в иллюстрациях «Салон короля Рима», «Салон из квартиры принца», «Зал совета императора в Мальмезоне».
Двери всегда остаются немаловажной частью интерьера. В имперском стиле они прямоугольные, вытянутые вверх, филенчатые. Могут оформляться портиками (например, подобным образом, хотя более скромным, оформлены эти межкомнатные двери), колоннами, декорируются ормолоу.
Характерная деталь интерьеров спален в стиле ампир: кровати в подавляющем большинстве случаев ставят вдоль стены, что логично, учитывая их формы. По-прежнему в моде балдахины, но теперь занавеси укладывают на подвесные рамы. В целом конструкция должна напоминать походный шатер или палатку. Один из общих характерных признаков кроватей эпохи ампира — одинаковые по высоте изголовье и изножье (но есть исключения).
Кроме того, огромное внимание предается предметам декора. Зеркала, канделябры, часы, статуи, вазы используются, так сказать, «массово». Нужно ли говорить, что оформляются они весьма и весьма «нескромно»
.
Пара ваз работы Пьера-Филиппа Томира, ок. 1810 г.
Характерные черты мебели в стиле французского ампира
Мебель в стиле ампир функциональна, ее отличают простые (по большей части) конструкции, строгость форм, симметрия. Пожалуй, это самый геометрически строгий стиль из всех существовавших до нашего с вами времени. В базе и декоре используются элементарные геометрические фигуры — круг и квадрат, а также их производные: прямоугольник, ромб, треугольник, овал.
Иногда даже говорят, что ампир чуть ли не объявил войну изогнутым элементам. Даже сочленения плоскостей выполняются строго под прямым углом, никакого смягчения, никаких фасок. Визуально «блочные» формы мебели часто дополнительно подчеркиваются массивными основаниями, постаментами. В то же время в изделиях все же встречается сочетание прямых и плавно изогнутых (но не чрезмерно извилистых) линий. По большей части это типично для стульев, кресел, кроватей и т.п
.
Массивная мебель: шкафы, комоды
Для крупных предметов характерно минимальное количество сочленений на видимых частях, массивность, гладкие полированные «просторные» внешние поверхности. Впрочем, наряду с изделиями, в которых господствуют вертикальные и горизонтальные линии, существовали и яркие образцы, как будто бы опровергающие это правило. Например, внизу вы видите потрясающий кабинет для хранения монет, прямо отсылающий нас к архитектуре Древнего Египта.
Кабинет для хранения монет. Красное дерево, серебро. Жакоб-Десмальтер по проекту Шарля Персье, декор работы Мартена-Гийома Биенне и Доминика Виванта. Ок. 1809-19 гг.
На этом фото императорской библиотеки отлично видно остекление книжных шкафов.
Из новинок можно отметить горки, узкие серванты и более массивные шкафы для хранения посуды. Мы упоминали о сочетании прямых линий и изгибов в мебели ампира. Если говорить о крупных предметах, такие «плавности» можно увидеть на опорах, оформленных в виде лап. Однако часто мебель «ставили» непосредственно на цоколь или на массивное основание. Ниже вы видите пример такого изделия, кстати, не очень типичный для французского ампира в плане цвета.
Один из элементов меблировки кабинета Наполеона в Тюильри работы Жакоба-Демальтера, 1812 г.
Шкафы, горки, секретеры, кабинеты, альковы кроватей и т.д. чаще выполнялись без наверший и оформлялись карнизами (яркий пример на фото ниже).
Библиотека Наполеона во дворце Компьень.
Если же навершия и использовались, то напоминали, например, абрисы фронтонов греческих храмов или надстройки египетских. Ниже на фото вы видите эскиз кровати с навершием в виде фронтона. Исключение составляли, пожалуй, предметы мебели «особого назначения».
Эскиз кровати для господина О. Шарль Персье.
Найти аутентичные шкафы периода Первой империи достаточно сложно. Но один очень знаменит: представляем пример мебели с надстройкой — комод Жозефины. Его, кстати, считают самой монументальной работой Жакоба-Демальтера. Высота этого шкафа — 275 см, а ширина — 2 м.
Закрытый комод для хранения драгоценностей из покоев Жозефины. Работа Франсуа-Оноре-Жоржа Жакоба-Демальтера, Пьера-Филиппа Томира, по проекту Шарля Персье. 1809 г., Лувр.
Как видно, книжные шкафы из дворцовой библиотеки лаконичны и элегантны, накладной декор в приемлемом количестве. А комод Жозефины напоминает поздние работы Дэвида Рёнтгена, но более «нагружен» декором, что было типично для пика французского ампира.
Мебель для сидения и лежания
Стулья, кресла, салоны
Неопровержимый факт: иногда античная мебель копировалась даже без попытки «современного прочтения», как, например, стулья-клисмосы — яркие образцы мебели Древней Греции. Распространены были табуреты с ножничными (Х-образными) опорами, типичными и для мебели Древнего Египта, и для Древней Греции.
Популярными были и курульные кресла, похожие на предметы мебели Древнего Рима, но не менее популярны они были и в предыдущих стилях. Например, ниже на фото слева вы видите интерьер салона королевы Марии-Антуанетты, а справа — тронный зал Наполеона в Фонтенбло. Первый интерьер был создан приблизительно в 1785-88 гг., второй — в 1809-10 гг. То есть теоретически они относятся к разным стилям. Как легко убедиться, курульные кресла и там, и там аналогичны
.
Салон королевы Марии-Антуанетты в Компьене.
Тронный зал Наполеона в Фонтенбло.
По большей части образцы эти «находились» на росписи древних фресок и посуды, то есть особым разнообразием не отличались. Фонтен и Персье прекрасно понимали, что этим минимумом не обойтись, и нужно создавать что-то новое, а «старое» приспосабливать к современности. Им это удалось неплохо: «мебель для сидения» времен французского ампира удивительно разнообразна: табуреты и стулья; кресла с подлокотниками и без; с глухими локотниками и «обычными»; со спинками прямыми, вогнутыми, наклонными и т.д. и т.п.
В целом же, как правило, формы кресел и стульев французского ампира более жесткие и тяжелые, чем в изделиях предшествующего стиля Людовика XVI. Их линии широкие, контуры простые. Именно фигурные спинки кресел, диванов и пр. для французского ампира не характерны, максимум — скругление, овал или круг. Ниже на фото вы видите стулья и кресла с прямыми спинками. Но это отнюдь не единственное решение
.
Гарнитур из дворца Фонтенбло. Красное дерево, саблевидные ножки, передние заканчиваются лапами из ормолоу; обивка из бежевого бархата с тисненым оранжевым рисунком. Декор — золоченая бронза.
Именно эта мебель для сидения и лежания имеет больше всего «округлостей» во времена ампира. Так, спинки модных кресел-корытец (их еще называют гондолообразными) в проекции образуют полукруг. В профиле спинки, изголовья, боковины могли иметь S-образный вытянутый силуэт или небольшой наклон. Еще одно типичное решение — плавный переход спинок и боковин к опорам.
На фото вы видите одно из самых, пожалуй, знаменитых изделий того времени — кресло с лебедями из будуара императрицы (дворец Сен-Клу, работа Демальтера, 1804 г.). Обратите внимание на саблевидные ножки (как у клисмосов), полукруглую в проекции спинку и плавно «стекающие» к основаниям локотники.
Канапе, очень модный в тот период предмет интерьера.
Салон из двойной квартиры принца в Компьене. Спокойный интерьер без кричащих элементов. На сайте музея указано, что мебель изготовлена Пьером-Бенедиктом Маркионом, и это уже не красное, а окрашенное дерево.
Зал совета императора в Мальмезоне. Стены и потолок был декорированы шелковой тканью гургуран.
«Салон четырех сезонов» в отеле Богарне. Пожалуй, один из красивейших интерьеров французского ампира. Германия вернула помещению первоначальный вид, приложив немало усилий и вложив миллион евро. Чтобы определить цветовую гамму, пришлось привлекать экспертов, которые вынуждены были «пробираться» через 6 слоев краски, «скопившейся» со времен Наполеона. А затем тщательно подбирать спектр и силу свечения современных диодов, чтобы воспроизвести эффект сияния свечей в хрустале люстр и бра. Кажется, у принца был хороший вкус. Заметим, что раздраженный тратами Эжена Богарне на отель, Император изгнал его оттуда в 1806 г.
Кровати и спальни
Кровати, появившиеся в эпоху французского ампира, имеют очень характерные отличия от любых других. В отношении них даже используется отдельный термин: lit en bateau. Что можно перевести как кровать-ладья. Впрочем, эта форма тоже позаимствована из античности. Типичный признак — оформление царги и боковых поверхностей «спинок» в виде ладьи (лодки). Причем это могла быть и обратная арка, и плавно переходящие в прямую царгу изножье и изголовье.
Ложа эти массивные и высокие, за счет чего кажутся слишком короткими, хотя на самом деле это не так. Ниже на фото — пример lit en bateau, длина этого шедевра составляет 193 см, а высота по спинкам — целых 138,5 см
.
Кровать работы мастерской Жакоб, 1803…1813 гг., частная коллекция. Красное дерево, ормолоу.
Но это не предел. Иногда кровати настолько высоки, что перед ними устанавливают специальные подставки-ступеньки.
Спальня императрицы во дворце Компьень. Изголовье и изножье кровати оформлены рогами изобилия, балдахин с роскошным навершием-короной выполнен в виде шатра. Обстановка включает большой гарнитур, состоящий из стульев без спинок, кресел и канапе. Кстати сказать, во дворце Мальмезон кровать императрицы выполнена в виде рекаье, и ее изголовье оформлено в виде лебедей.
А вот изогнутость в профиле спинок вовсе не обязательна. Порой кровати имели коробчатую форму, напоминающую больше диван, т.е. одну боковую высокую стенку. И устанавливались не на ножки, а на постамент, из-за чего казались еще более короткими. Изголовье и изножье в таких конструкциях, как правило, были прямыми.
Однако считать, что lit en bateau были единственно «допустимыми» конструкциями, нельзя. С ними вполне мирно уживались ложа более прозаичной формы: с прямыми царгами, изножьем, изголовьем, с опорами-ножками.
Спальня императора в Мальмезоне. Обратите внимание на необычно светлую цветовую гамму, минимальное количество декора, кровать с прямыми спинками и царгами, балдахин в виде палатки.
Покои императора в Фонтенбло. Кровать на ножках, с прямыми спинками и царгами. Достаточно необычная для французского ампира «цветастая» обивка всех предметов мебели.
Спальня Римского короля в Компьене. Мебель работы Пьера-Бенедикта Маркиона.
Диваны и кушетки
Как мы уже говорили, в ходу были и кушетки-рекамье, причем они могли иметь как две «спинки» (изголовье и изножье), так и только изголовье.
Кушетка работы мастерской Фрер (Жакоб), не позднее 1803 г.
Помимо «нежных» изделий в стиле «рекамье» с «типично ампирскими» локотниками в виде мифических существ были в моде и массивные диваны строгих более форм. Примеры на фото ниже.
В этом «Салоне почетных дам», что находится в Компьене, есть и диван вполне привычных очертаний, и табуреты с Х-образными опорами, и кресла. На сайте музея говорится, что есть еще и стулья, и более глубокие кресла... Впрочем, сидеть на диване и в креслах могли только Император, императрица и его мать.
Ниже вы видите будуар Римского короля (некоронованный Папой Римским монарх) во дворце Компьень. Нам кажется, интерьер выглядит очень стильно и еще раз подтверждает тот факт, что ампир не всегда был синонимом слова «помпезность».
Будуар Римского короля в Компьене. Комната меблирована в 1808 г. Комод, который так же служил секретером, изготовлен Маркионом, а стулья — Жакобом-Демальтером.
Вообще, во дворцах, где жил Наполеон, есть множество есть примеров того, что часто стиль читают несколько однобоко. Хотя действительно встречается отделка, на наш вкус, что называется, «вырви глаз». Например, очень типичный интерьер на фото внизу.
«Вишневая гостиная» в отеле Богарне.
Даже управляющий отелем, проработавший там долгие-долгие годы, предпочитает напомнить, что невероятно яркий розовый цвет выбрали еще «в то время». И корректно замечает, что для нас цвет может казаться излишне кричащим.
Столы и столики
Столы в эпоху французского ампира весьма разнообразны. Здесь тоже строгая геометрия форм разбавляется скульптурными композициями, это касается и «деловой» мебели.
Бюро Наполеона в Фонтенбло. Работа Жакоба-Демальтера.
Секретеры с откидными фасадами из Мальмезона работы Симона Мансэ (Simon Mansion).
Туалетный столик Жозефины из Мальмезона
Столик Марии-Луизы из Компьеня (с зеркалом-псише).
Консоль с зеркалом на тыльной части
между стойками. Отделка работы Томира, 1800-06 гг., Лувр. Такие «зазеркаленные»
пристенные столики можно достаточно часто увидеть в интерьерах того времени.
Столовые в стиле французского ампира
На наш взгляд, очень интересны столовые (обеденные) группы эпохи французского ампира. Даже во дворцах они выбиваются из общего «торжественно-помпезного» настроя — эти интерьеры спокойные и элегантные.
Столовая Наполеона в Компьене. Здесь сохранена отделка XVIII в., включая белые вазы. Но мебелью работы Жакоба Демальтера комната обставлена в 1808 г. Интересен стол т.н. переменной геометрии, собранный из четырех прямоугольных и двух полукруглых небольших столиков.
Салон-столовая императрицы в Компьене. Комната, за исключением лепного потолка, была закончена в 1809 г. Именно здесь Наполеон впервые пообедал со своей будущей второй женой Марией-Луизой.
Обеденный зал императрицы в Компьене. Комната обставлена в 1809 гг. Жакобом Демальтером. Здесь уже можно увидеть мебель не из красного дерева, а из более «простой» древесины, окрашенной в белый цвет.
Пожалуй, логичным будет завершить наш обзор еще одним фото интерьера в имперском стиле времен Наполеона.
Так называемый «салон отречения» в Фонтенбло, где Наполеон подписал соответствующие документы. Интерьер работы Пьера-Бенедикт Маркиона, Жильбера Оноре Шомона, Франсуа-Оноре-Жоржа Якоба-Десмальтера, Франсуа Жозефа Белланжера.
Парадоксально, но стиль директории стал началом конца, а ампир ознаменовал собой конец высокого мебельного искусства Франции. С одной стороны, даже после свержения Наполеона и возвращения Бурбонов, править балом осталась буржуазия (так называемые «выскочки без вкуса»). Ампир никому больше «не подходил», но его элементы по-прежнему использовались, правда, в отрыве от самой идеи. В результате стиль выродился в скучный и бездушный. С другой стороны, отмена ремесленных гильдий в 1791 г. привела и к вырождению мастерства. В течение следующей четверти века предметы, достойные восхищения, создавались теми, кто пережил все «трудности настоящего ученичества». Но своеобразная «вседозволенность» обернулась отсутствием новых звезд мирового масштаба.
Впрочем, в других странах имперский стиль, претерпев изменения, просуществовал гораздо дольше. И, кстати, отличался, пожалуй, большей гармоничностью. Но это уже совсем другая история.
Насколько актуален стиль ампир с современных интерьерах? Можно ли его воссоздать? Конечно можно. Другой вопрос, хотите ли вы именно ампир (а не барокко, например) и какой именно ампир вы хотите (русский не равно французский или немецкий). В любом случае, современная мебель в стиле ампир предполагает гораздо больший комфорт.