Освальдо Борсани. Фотопортрет дизайнера на его знаменитом диване D 70
Работа Освальдо Борсани в мастерской отца и его становление как дизайнера
Отец Освальдо, Гаэтано Борсани, владел мастерской по изготовлению деревянной мебели ручной работы в небольшом итальянском городке Варедо. В семейный бизнес Освальдо Борсани влился в двенадцать лет, в полный рост начал трудиться с шестнадцати.
Изначально из Atelier di Varedo выходили изделия в стиле неоренессанс, традиционные для севера Италии. Но Гаэтано вполне осознавал всю важность дизайна для дальнейшего развития мастерской, и для разработки ассортимента своего первого мебельного магазина на Монтенаполеоне (одна из центральных улиц Милана) приглашает архитектора Джино Маджони (Gino Maggioni). Маджони, восхищавшийся смешением искусств и ремесел югендстиля, задает производству более «модернистский» вектор. Неоренессанс сменяется лаконичными и чистыми формами, а ателье переименовывается в Arredamenti Borsani Varedo (ABV).
Визитная карточка Гаэтано Борсани
Именно в ателье отца Освальдо Борсани решает связать свою жизнь с дизайном. Сначала он идет учиться в Академию изящных искусств, потом поступает в Миланский политехнический университет, на факультет «дизайн интерьера». Его официальный дебют как дизайнера происходит в 1930 году во время Четвертой Триеннале в Монце. На Пятой Триеннале 1933 года Освальдо получил серебро за проект Casa Minima («Минималисткий дом») — маленькое, недорогое, но продуманное до мельчайших деталей жилье, в котором уже просматривались базовые принципы его рационалистического подхода, ставившего на первое место простоту и функциональность.
Тогда же Освальдо внедряет рационализм в ABV. Не только из-за моды. Рационализм подразумевает реорганизацию технологических циклов, применение новых материалов, и как следствие - экономическую выгоду. Совпадение или нет, но именно в те годы Ателье получает все более и более серьезные заказы, а магазин на Монтенаполеоне становится местом встречи художников и прогрессивной городской буржуазии, интересующейся дизайном.
Ранние изделия Борсани, еще во времена Arredamenti Borsani Varedo. Многие из этих изделий сейчас находятся в музеях и частных коллекциях
Дизайн интерьера от Освальдо Борсани
Освальдо обрастает знакомствами, и будучи дипломированным специалистом получает заказы на разработку дизайна интерьера богатых особняков. Это станет его основным занятием на протяжении 1930-х и 1940-х годов.
Услуги, предоставляемые Освальдо выходят за стандартное понимание дизайна интерьера того времени. Он вникает в каждую мелочь – и привлекает к работе как свою фабрику (как же без нее), так и многочисленных художников, таких как Fausto Melotti, Roberto Crippa, Agenore Fabbri, Lucio Fontana, Arnaldo Pomodoro и Aligi Sassu. С некоторыми из них он познакомился еще в годы учебы, с другими - благодаря магазину в Милане. Со многими из этих мастеров у Освальдо сложились крепкие партнерские отношения, и он в дальнейшем постоянно приглашал их на свои проекты.
Успех его работы с интерьерами оказался настолько велик, что что поток заказов не иссякает даже в годы Второй мировой войны.
Предлагаем познакомиться с творчеством еще одного культового дизайнера мебели XX века - Вернера Пантона.
В 1943 году Освальдо спроектировал и построил дом для своего брата-близнеца Фульхенсио. Речь идет о вилле Борсани в Варедо. Несмотря на то, что вилла была спроектирована в соответствии с рационалистическими принципами, в ее интерьере нашлось место и свободному подходу к творческому самовыражению – в виде работ таких молодых художников, как упоминавшиеся ранее Lucio Fontana или Fausto Melotti.
Вилла Борсани в Варедо. Фотография 1943 года.
Кстати, на сегодняшний день она все еще принадлежит семье Борсани, а с 1991 года становится штаб-квартирой Архива Освальдо Борсани. Здесь хранится творческое наследие архитектора, включая модели, эскизы и авторские работы.
И да, она открыта для посещений.
Современные фотографии интерьера виллы Борсани.
К 1953 году Освальдо окончательно приходит к мысли, что ремесленный подход изживает себя. Назрела необходимость преобразования фабрики по индивидуальному изготовлению мебели в производство, способное удовлетворить больший спрос по более доступным ценам. Тем более, что спрос был. В послевоенной Италии вовсю шел процесс третиаризации (революция сферы услуг). Увеличивалось число непроизводственных предприятий, рос штат «белых воротничков», множились офисы. Освальдо Борсани почувствовал открывшиеся возможности и взял курс на мебель для организации рабочего пространства. Не слишком дорогую, но комфортную и функциональную.
Так возникла идея Tecno (в честь греческого термина techne - искусство, мастерство, умение) – мебельное производство, основанное Освальдо и Фульхенсио. Первый отвечал за творчество, второй – за бизнес-стратегии.
Следует отметить, что коммерческий успех компании кроется не только в благоприятной ситуации на рынке и первоклассном дизайне. Освальдо обращал большое внимание на качество рекламных материалов и каталогов, понимая, что только так можно выделиться среди сотен других фирм. Он привлек таких звезд графического дизайна, как Giulio Confalonieri и Bob Noorda, и таких авторов, как Orio Vergani и Joseph Rykwert, для создания брошюр и каталогов. Для мебельной отрасли того времени столь пристальное внимание к тому, что современные маркетологи называют «точки контакта», было нехарактерно.
Винтажная реклама «машины для сидения» - регулируемого кресла Р 40
В кратчайшие сроки Tecno становится серьезным игроком среди поставщиков офисной мебели.
Среди наиболее успешных и знаковых конструкций Tecno следует отметить диван D 70 (1954 г.), который может принимать 20 положений; регулируемое кресло P 40 (1955 г.), описанное в каталоге как “машина для сидения”, которая может принимать 486 различных положений; обеденный стол T 41 (1954 г.); вешалка для одежды AT 16 (1961 г.); стул Canada (1965 г.); офисное кресло P 128 (1972 г). И, конечно, система офисной мебели Graphis (1968 г.). Именно благодаря ей Tecno стала ведущим мировым производителем дизайнерской мебели для офиса. В настоящее время многие из этих предметов находятся в постоянных коллекциях MoMA (Нью-Йорк), Музея Виктории и Альберта (Лондон), Центра Помпиду (Париж), музея Триеннале (Милан) и «Современной Пинакотеки» в Мюнхене.
Диван D 70. Антикварный образец.
Та самая «машина для сидения» - регулируемое кресло P 40
Обеденный стол T 41. Антикварный образец.
Офисное кресло P 128 Антикварный образец.
Стул Canada. Антикварный образец.
Вешалка для одежды AT 16, переиздание 2012 года.
Винтажная фотография офиса с мебелью из серии Graphis
Серия офисной мебели Graphis. Фотографии из современного каталога Tecno s.p.a.
Первоначально Tecno производила только мебель, разработанную Борсани, но уже к началу 1950-х годов плотно сотрудничала с другими дизайнерами, включая Ludovico Magistretti, Roberto Mango, Gae Aulenti, Eugenio Gerli, Carlo De Carli и Giò Ponti. Кстати, и здесь Борсани был одним из первых, кто начал практиковать на постоянной основе привлечение сторонних дизайнеров к разработке мебели собственного бренда.
Сам он продолжал проектировать мебель до 1980 года, а во главе фирмы стоял до самой своей смерти в 1985 году.
В настоящее время Tecno s.p.a. – признанный во всем мире поставщик мебели и интерьеров для общественных и коммерческих объектов. Как производственная компания Tecno утверждает синтез самых современных технологий и ручного труда, обеспечивающего высочайшее качество изделий. Положа руку на сердце, формулировка весьма распространенная, но фотографии с производства не оставляют сомнений - Tecno постоянно инвестирует в оборудование и технологии. Максимальная цифровизация производства даже прописана в миссии организации!
Фотографии производства Tecno s.p.a. с сайта компании.
В то же время, фирма позиционирует себя не только как изготовителя и продавца мебели, но как проектную организацию, где можно сделать индивидуальный заказ на мебель и интерьер. В портфолио Tecno s.p.a. отметились Британский музей, башня Агбар в Барселоне, здание Европейского парламента – и десятки других знаковых объектов по всему миру.
Меблировка башни Агбар в Барселоне от Tecno s.p.a.
Меблировка конференц-зала здания Европарламента от Tecno s.p.a.
Мебель для Британского музея от Tecno s.p.a.
Сложно сказать, что больше достойно восхищения – дизайн Освальдо, не потерявший своей актуальности до сих пор (и вряд ли он ее потеряет когда бы то ни было), или же его предпринимательская хватка, способность тонко чувствовать перемены в обществе и потребностях людей. В любом случае, только сочетание этих двух составляющих позволило маленькой семейной мастерской всего за полвека вырасти до известного во всем мире высокотехнологичного производства мебели.
Фотографии с экспозиции-ретроспективы, посвященной Освальдо Борсани. Была представлена на Миланской Триеннале 2018 года.
Кураторами выступили внук Освальдо – Фантони Борсани, а также знаменитый архитектор Норман Фостер.