|

История бумажной мебели

История бумажной мебели 


Наверное, не будет ошибкой заявление, что никто не воспринимает папье-маше, как серьёзный материал. Первое, что приходит в голову при упоминании его – это новогодние маски старых времён, в лучшем случае уроки труда в начальных классах.

Но если копнуться в глубине истории, то обнаружим, что этот «несерьёзный» материал известен с давних времён и использовался не только для развлекательных целей. Из папье-маше в разные времена изготавливали практически всё – начиная от вооружения, заканчивая красивейшей мебелью.

Удивлены? Что ж, чтобы не быть голословными, давайте совершим небольшое путешествие по временам, проследим стадии развития папье-маше.

История папье-маше

Несмотря на своё явно французское название (papier mâché – жёваная бумага), папье-маше начало развиваться далеко на Востоке – в Китае. До нашего времени сохранились детали вооружения, датированные 2-м веком нашей эры.

китайский шлем.png


Считается, что бумажные доспехи изобрёл в танский период некий Шан Суйдин. Во времена династии Сун их официально признали как дешёвую, но практичную форму защиты. В 1040 г. командование войск, остановившихся в Гуаннане и Хуэйнане в провинции Аньгоу, велело изготовить около тридцати тысяч комплектов бумажных доспехов и затем распределить среди гарнизонов. Обе упомянутые местности славились своим производством бумаги.

Постепенно этот необычный материал стал перемещаться в другие страны. Относительно широкое применение он получил в Японии и Персии. Правда, в отличие от китайцев папье-маше там использовали для изготовления ритуальных масок.

ритуальные маски японии.jpg


В Европе технология папье-маше стала применяться в XVII веке во Франции, где она и получила своё привычное нам название. Далее – Англия, Америка и другие страны. Первоначально во Франции и Англии папье-маше применяли для изготовления кукол.


кукла.jpg


Затем промышленники стали разрабатывать собственные технологии, позволившие расширить область применения материала. Например, Генри Клей получал лакированные изделия путём дозапекания склеенных заготовок в специальной печи. Теодор Дженнес запатентовал технологию формовки под давлением. В обоих случаях продукция получала прочность выше, чем у дерева. Из папье-маше стали делать всё – декоративные изделия, заменяющие дорогостоящую деревянную резьбу, лепнину для украшения помещений и даже мебель.

все из папье-маше 1.jpg

все из папье-маше 2.jpg

все из папье-маше.jpg


В XIX веке изделия из папье-маше были очень распространёнными и модными. Первоначально их заказывала часть населения, желающая иметь красивые, но недорогие вещи. Впоследствии эта волна захватила и обеспеченных людей.

Мебель, выпускаемая в те времена, имела явно восточный оттенок – покрывалась чёрным лаком, богато расписывалась и инкрустировалась перламутром.


инкрустированная мебель.jpg


Также с помощью вышеуказанных технологий выпускалась мебель, покрытая имитацией богатейшей резьбы – т. н. стиль «бозарт». Правда, это направление продержалось недолго, в основном из-за спада интереса к резной мебели.

бозарт.jpg


Технология изготовления мебели и украшений

Мебель

Сразу начнём с того, что ни одна технология не позволит получить полноценную мебель из папье-маше без крепкого основания. Поэтому первое, что необходимо изготовить – это деревянный или металлический каркас. Деревянный даже предпочтительнее, т. к. слои бумаги будут приклеиваться к нему гораздо лучше.

стул.jpg


Все украшения, имитирующие резьбу, получаются путём прессования в заготовленных формах. Раньше их изготавливали из гипса, сегодня можно применить силиконовый герметик.

Дно формы смазывается маслом, чтобы масса не прилипала к ней, прокладываются проволочные скрепки (клячи), на которые декорации крепятся к основе. Далее начинается набивка. Заготовленную заранее мастику плотно вбивают в форму, для крупных деталей применяется армирование марлей. Полностью мастика высыхает за 1-5 суток, при этом давая усадку 6-8%. Это необходимо учитывать при лепке. Полностью просохшие детали извлекаются из форм, подрезаются и крепятся на основу.

стул2.jpg


Для придания законченности и скрепления декоративных деталей друг с другом производится дополнительное заполнение пустот на каркасе.

После полного просыхания массы папье-маше шлифуют наждачной бумагой, по необходимости добавляя или подрезая мастику. По окончании подготовительных работ можно декорировать полученное изделие – покраска, роспись, инкрустация и т. д.

стул1.jpg


Имитация лепнины для интерьера

Всем известно, что лепные украшения для стен и потолка придают особый стиль всему помещению. Но такие интерьерные декорации стоят довольно дорого и не каждый сумеет их изготовить.


лепнина.png


Здесь на помощь приходит уже знакомый нам материал – папье-маше. Декоративные украшения, выполненные из него, имеют ряд преимуществ перед традиционным гипсом:

  • меньше деформируются под влиянием времени;

  • весят намного меньше, что упрощает их крепление к основе;

  • не требуют для изготовления дорогих материалов.

лепнина 1.jpg

лепнина 2.jpg


Несмотря на кажущуюся простоту работа с папье-маше требует чёткого соблюдения технологии превращения рваной бумаги в прекрасное ажурное изделие. Познакомимся с ней поближе.

Ни одно украшение из папье-маше невозможно выполнить без формы. Формы изготавливаются по заранее подготовленным моделям. Модели удобнее всего лепить из глины. Сначала вылепливается общая форма модели, далее прорабатывается стеками до получения необходимого внешнего вида.

После полной просушки модели её дорабатывают шлифованием и приступают к изготовлению формы. По традиции для получения формы используют гипс, но сейчас доступны различные синтетические материалы, например, силикон или полиуретан.

Покрывают модель слоем масла (чтобы гипс не прилипал к модели), начинают плотно облепливать гипсом глиняную модель. Полученную форму после полной просушки аккуратно снимают с модели, по необходимости дорабатывают.

Далее начинается процесс получения декоративного изделия из папье-маше. Существуют два способа – маширование (многослойная оклейка) и заполнение бумажной массой. Внутреннюю часть формы смазывают маслом, начинают заполнять её бумагой.

Маширование – рваные листочки бумаги промазывают клеем с одной стороны и выкладывают внутри формы, плотно прижимая к стенкам. Обязательно надо следить за тем, чтобы листки перехлёстывали друг друга. После 3-4 слоёв бумаги выкладывается слой мешковины и так до полного заполнения формы.

маширование.jpg


Заполнение мастикой – бумажную массу доводят до консистенции густого гипса. Заполняют ей форму, плотно прижимая к стенкам. Выкладывать сразу толстый слой нельзя – потрескается.


форма.jpg


Далее следует очень важный этап – сушка полученного изделия. Есть два способа – в сушилке или при помощи горячего песка. Первый вариант подразумевает помещение заполненной формы в сушильную камеру с температурой 40°С, второй – засыпка формы разогретым до 250°-300°С песком (его придётся менять два-три раза).

После полной просушки изделие извлекается из формы, шлифуется, покрывается слоем грунта. Оно готово к финальным отделочным работам.

Рецепты приготовления папье-маше для различных целей

Поскольку работа с папье-маше выполняется различными способами – скульптурным, формовочным и другими, за многие годы разработано множество рецептов приготовления бумажной массы. Познакомимся вкратце с основными из них.

Мастика консистенции гипса

  • вода 1 л;

  • столярный клей сухой 0,5 кг;

  • тонкая бумага 0,25 кг;

  • олифа натуральная 0,1 кг;

  • канифоль 0,2 кг;

  • мел тонкосеянный 3-4 кг.

В воде размачивают клей, варят его на пару или в водяной бане. Клей не должен содержать комков и сгустков.

Замачивают рваные кусочки бумаги в воде, кипятят не менее 1 часа. Полученную массу остужают до температуры, не обжигающей руки, перетирают в сплошную смесь. Бумажную массу крепко отжимают через марлю, смешивают с горячим клеем, добавляют олифу с толчённой канифолью и кипятят до полного растворения канифоли. Необходимо следить, чтобы не было подгораний. Массу охлаждают.

На стол насыпается мел, в который выкладывается получившаяся масса. Начинают перемешивать сначала палочкой, затем руками. Необходимо уметь определять необходимую консистенцию.

Данная мастика используется при скульптурной технологии и при заполнении форм.

Листовая мастика

  • вода 1 л;

  • столярный клей 0,35 кг;

  • бумага газетная 0,05 кг;

  • мел тонкосеянный 3 кг.

Клей расплавляют в воде, добавляют в него приготовленную бумажную массу, мел. Всё перемешивается в однородную массу сначала палочкой, затем руками. Тесто, полученное в процессе приготовления, выкладывают на стол и раскатывают на листы толщиной 3-4 мм.

Из полученных листов отминают изделия в прямых или обратных формах.

Современный рецепт


3.1.jpg


  • серая туалетная бумага 2 рулона;

  • жидкий клей ПВА 0,5 кг;

  • льняное масло 3 ст. ложки;

  • вода 1,5 л.

Измельчаем туалетную бумагу, замачиваем в воде. Необходимо проследить, чтобы не осталось сухих фрагментов бумаги. Через 24 часа отжимаем бумажную массу через марлю.


4.1.jpg


Добавляем в отжатую массу клей ПВА и начинаем перемешивать. Чтобы перемешивание происходило более эффективно, добавлять клей лучше частями по 100 г.

Добавляем льняное масло и также тщательно перемешиваем. Масло придаёт мастике повышенную пластичность.


7.1.jpg


Полученную мастику можно использовать при лепке скульптурным способом и для формования декоративных изделий. Соединяются отдельные детали при помощи ПВА «Момент Столяр».

Современные образцы бумажной мебели

Сегодня интерес к мебели из папье-маше вновь находится на своём пике. Изготавливают её различными способами, придавая иногда совершенно неожиданный внешний вид.

Познакомимся с двумя лидерами изготовления мебели из «жёваной бумаги» - Studio Job и Philipp Aduatz.

Коллекции Studio Job

Дизайнеров Джоба Смитса и Нинке Тунагель считают главными провокаторами нашего времени в мебельном производстве. Уже более 10 лет они задают тон всему голландскому дизайну.

В 2005 году для фабрики Moooi ими была разработана коллекция мебели Paper Collection. Для её изготовления понадобились только бумага и древесина для каркасов. Выкрашены все изделия были в белый цвет. Белый, как лист бумаги.

studio job.jpg


В 2009 году бумагу раскрасили в 23 цвета палитры RAL.

В 2013 году коллекция Paper Collection превращается в Paper Patchwork Collection – все изделия как бы сшиты из разноцветных лоскутков. Но основой остаётся та же бумага.

studio job1.jpg


studio job 2.jpg


studio job 3.jpg


Необычные работы Philipp Aduatz

В 2014 году на Milan Design Week была представлена уникальная коллекция мебели, выполненная австрийским дизайнером Филиппом Адуатцем (Philipp Aduatz). Для изготовления её дизайнер брал потерявшую ценность старую мебель, удалял практически всё, кроме каркаса.

Для придания необходимой формы каркасы облеплялись бумажной мастикой. В итоге получалось изделие, как бы вылепленное ребёнком из пластилина. Полировались только спинки, сиденья у стульев, табуретов и некоторые части настольной лампы.


1.jpg

2.jpg

5.jpg


Сам дизайнер утверждал, что выполняя мебель в таком стиле, он хотел провести параллель с человеческим миром. Что за невзрачной внешностью часто скрывается душевная доброта, чистота и сердечность.

Заключение

Несмотря на своё древнее происхождение, технология изготовления мебели и декоративных изделий из папье-маше сегодня воспринимается как современный стиль. Как видите, из этого материала можно изготавливать мебель в любом стиле, начиная от строгой классики кончая сложнейшим «бозартом» с богатой резьбой.

Современные инструменты и материалы намного облегчают технологию приготовления бумажной мастики. Единственное, что осталось неизменным – аккуратность и требование к соблюдению всех пунктов технологического процесса.






Назад к списку

 
Текст сообщения*
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений