Всё имеет свою историю. У одного она насыщена необычными фактами, у другого совсем скромная. В любом случае история есть. Сегодня познакомимся с замечательным памятником российской архитектуры – уникальным в своём роде домом-особняком, расположенным в Москве на Новой Басманной.
Он был построен в 1890-х годах архитектором М.Ф. Бугровским для купца 1-й гильдии Н.Д. Стахеева, имевшего кроме отличных коммерческих данных большую тягу к истинному искусству. Приобрёл он её, видимо от своей матери Александры Ивановны – родной сестры известного художника Ивана Ивановича Шишкина.
Исторические архивы не всегда могут предоставить полноценные факты из биографий интересующих нас людей. О Николае Дмитриевиче Стахееве сохранилось довольно много информации. Познакомимся с ней вкратце.
Родился Николай в 1852 году, г. Елабуга, в семье купца 1-й гильдии Дмитрия Ивановича Стахеева. С детства научился понимать и чувствовать настоящее искусство – его родным дядей был художник И.И. Шишкин. В последствии Николай Дмитриевич постоянно оказывал ему поддержку, приобретая картины. Постепенно Стахеев превратился в настоящего коллекционера живописи.
Получив в наследство пять миллионов рублей, продолжая идти по отеческой стезе, Николай Дмитриевич становится крупнейшим представителем купечества того времени. Торговля велась как обычными товарами (бакалея, хлеб, сахар), так и драгметаллами, золотом, нефтяными продуктами. Торговый дом Стахеевых, акции которого держал император Николай II, имел свои магазины почти во всех городах России.
В конце XIX века Н.Д. Стахеев переезжает в Москву. Здесь он начинает скупать лучшие участки со старыми особняками и строить на них многоэтажные дома. Это приносило большую прибыль.
Во второй половине 1890-х годов был куплен обширный участок на Новой Басманной улице. К 1899 году там был построен особняк, известный сегодня как дом Стахеева. Проектировал это строение архитектор М.Ф. Бугровский, ставший практически личным архитектором Стахеева. Для внутренней отделки был приглашён скульптор В.Г. Гладков. В результате был возведён дворец в неогреческом стиле. Строительство обошлось Стахееву в огромную по тем временам сумму – один миллион рублей.
Особняк Стахеева известен не только своей красотой и уникальностью – с ним связана одна легенда. Знают её немногие, но с финалом знакомы все.
Помните сюжет романа И.А. Ильфа и Е.П. Петрова «Двенадцать стульев»? У Ипполита Матвеевича Воробьянинова в стульях, находящихся в особняке, спрятан клад. Какие приключения пришлось ему перенести, чтобы узнать, что на эти деньги большевики организовали клуб железнодорожников!
Догадались, кто стал прототипом И.М. Воробьянинова? Конечно, Стахеев Николай Дмитриевич. Дело в том, что, имея громадные доходы, он жил на «широкую ногу» - много путешествовал, был заядлым игроком. Мог проиграть за один вечер несколько миллионов рублей.
В 1914 году, оценив ситуацию в России и мире, он уезжает во Францию, чтобы спасти своё огромное состояние. Как практичный человек, он прячет его часть в своём особняке на Новой Басманной улице. Но проигравшись, в 1918 году Стахеев вынужден вернуться в Россию за своим «золотым» запасом.
Н.Д. Стахеев сумел пробраться в свой особняк и опустошить тайники. Но дальше всё пошло не по плану – практически на выходе его арестовывают чекисты и увозят на допрос. Допрашивал купца лично Ф.Э. Дзержинский. Как происходил допрос, никто не может сказать точно. Известно лишь, что, рассказав о всех своих тайниках, Н.Д. Стахеев был освобождён. Также есть информация, что он получал пенсию до конца жизни. Умер он в Париже в 1933 году.
На конфискованные сокровища в 1927 году был построен Дом Культуры Железнодорожников. Об этой истории сумели узнать тогда ещё журналисты газеты «Гудок» И.А. Ильф и Е.П. Петров. В результате родился роман «Двенадцать стульев».
Как уже упоминалось ранее, здание особняка выдержано в неогреческом стиле. Монохромное, с асимметрично расположенной парадной лестницей, оно сразу завораживает своей необычностью.
Перед зданием находится действующий фонтан «Богиня ночи» с прекрасной статуей женщины, держащей в поднятой руке электрический фонарь. В нишах второго этажа располагаются светильники, перед зимним садом – скульптура «Богиня плодородия». Всё это было изготовлено в конце XIX века в парижской мастерской.
Самое замечательное начинается внутри здания. Будучи настоящим знатоком искусства, Н.Д. Стахеев решил выдержать эклектический стиль. Переходя из одного помещения в другое, как бы окунаешься в различные эпохи, ощущаешь их реальное дыхание.
Совершая экскурсию, прежде всего попадаешь в просторный холл с беломраморной лестницей. Всё выполнено в греческом стиле – высокий белоснежный потолок с лепниной, являющийся как бы продолжением стен. Нижние части стен, находящиеся на одном уровне с лестницей, выдержаны с ней в одном стиле и декорированы искусственным мрамором.
По обеим сторонам лестницы установлены светильники в виде факелов. Это оригинальные светильники, сохранившиеся с XIX века.
Поднявшись по мраморным ступеням лестницы, попадаем в огромный холл. В отличие от предыдущего он не выдержан в определённом стиле – великолепный образец эклектики! Всё продумано до мелочей, ничего не выпадает из общего оформления.
Везде светлые, нежные тона – колонны из розового мрамора, бледно-зелёные стены, белая лепнина с голубой росписью. Взглянув вверх, видим огромный плафон – стеклянный витраж, передающий греческую тематику позднего стиля.
В холле возле колонн расположены высокие светильники, поддерживаемые фигурками сфинксов. Они тоже оригинальные, пришедшие к нам из XIX века.
Отсюда можно перейти в основные парадные залы. Мы попадаем в Готическую столовую.
Здесь всё окутано духом средневековой Европы, такое ощущение, что мы перенеслись в рыцарский замок. Поражает всё – от стоящей вдоль стен мебели до витражей, по красоте не уступающим западноевропейским конкурентам.
Оглянитесь вокруг – всё покрыто резьбой тончайшей работы! Для отделки Готической столовой использовались десятки пород ценной древесины. Практически невозможно найти участок, не покрытый резьбой. Даже основные каркасы витражей выполнены с применением резной древесины.
Высокие двухстворчатые двери при первом же взгляде на них поражают своей устремлённостью ввысь – резьба в виде растительного орнамента покрывает всё полотно. Как продолжение дверного проёма сверху расположена огромная декоративная панель, украшенная французскими королевскими лилиями.
На уровне человеческого роста стены закрыты панелями с плоскими филёнками, обрамлёнными рельефными узорами. Над ними возвышаются полированные колонны из махагони (порода красного дерева), органично переходящие в основной каркас кессонированного потолка. Сам потолок представляет собой сложное сплетение тончайших узоров, выполненных высококлассными резчиками по дереву. Как бы продолжением этих узоров является огромная люстра – тоже произведение искусства.
Все другие предметы, находящиеся в этой столовой, выполнены из ценных пород дерева и подчёркивают свою принадлежность к готике. Стулья, расположенные вдоль стен, поражают своим внешним видом. Высокие резные спинки, точёные ножки – настоящие мини-троны.
По одну сторону возвышается огромный резной шкаф. Несмотря на свои размеры он не производит впечатления чего-то тяжёлого – резьба, стекло, продуманная конструкция полностью компенсируют размеры. Всё это находится под охраной средневековых стражей.
Напротив шкафа расположено настоящее чудо – камин, облицованный деревянными резными панелями. Его внешнее оформление полностью повторяет отделку самой столовой. Прямоугольные колонны являются продолжением стеновых панелей, на них опираются небольшие круглые полированные колонны из того же махагони.
Насколько продуман внешний вид камина – даже огромные резные панели, закрывающие дымоход, не создают впечатления чрезмерной тяжести. Кстати, насколько качественно выполнялись все работы – камин ни разу не перекладывался за всё время существования.
Чтобы смягчить общую картину, полы покрыты паркетом, выполненным из светлых пород древесины. Сложного узора здесь нет, его заменяют чёткие геометрические фигуры.
Пройдя через дверь, мы за секунду перемещаемся из средневекового замка в Мавританскую курительную комнату. Своим названием она обязана внутренней отделке – всё выполнено в модном в те времена мавританском стиле.
Здесь тоже всё покрыто резьбой, но уже не по дереву, а по штукатурке. Тонкие узоры покрашены в яркие цвета – так украшали свои палаты восточные султаны. Чтобы представить, сколько труда затрачено на оформление Мавританской курительной комнаты, скажем, что только на подновление краски при реставрации ушло около полугода.
Стены полностью украшены настолько тонкой и яркой резьбой, что кажется – они покрыты настоящими персидскими коврами.
Потолок гармонично стыкуется со стенами. Он выполнен в том же стиле – хитросплетение ярких восточных узоров.
Но одой резной штукатуркой и яркими красками здесь не обошлись. Все подоконники и оконные откосы изготовлены из полированной яшмы – красивейшего поделочного камня.
В противоположном крыле особняка располагается белоснежное помещение – Греческая гостиная. Здесь всё выполнено в элегантном греческом стиле. Полированные стены покрыты лепными узорами, передающими сцены из мифов, растительными орнаментами.
Полы покрыты паркетом со сложными узорами. Все разделяющие линии выполнены в виде греческих орнаментов. Во многих местах на паркете набраны полноценные картины, например, грифоны, охраняющие вазу с лилией.
Соседнее помещение – столовая, здесь нас встречает изысканный стиль рококо. Всё выполнено в мягких пастельных тонах, но украшения, расположенные повсюду, настолько богаты, что поражают воображение.
Лепные узоры изящны по форме и окрашены в золотистые тона. Изначально в этой комнате были запланированы огромные окна для естественного освещения, что не делалось в те года.
Особое внимание стоит уделить расположенным здесь обеденному столу со стульями. Они выполнены в изысканном стиле с фигурными ножками.
Но стол поразит любого знатока искусства. Сверху ничего необычного – каменная полированная столешница с золотистым узором. Стоит же опустить взгляд и забываешь обо всём. Ножек в общепринятом понятии там нет! Столешницу поддерживают великолепно выполненные статуи атлантов. На нижней плите расположены мраморные корзины с яствами.
Также заглянем в зимний сад. Просторное помещение, с минимумом украшений, но согласитесь – здесь приятно было проводить зимние вечера. Стеклянную крышу, правда, возвели уже после 20-х годов.
Надеемся, никто не будет оспаривать, что особняк Стахеева является настоящим памятником культуры. Поскольку Николай Дмитриевич сам лично контролировал все разработки, по-другому и не могло быть. Ведь он был не только талантливым коммерсантом, богатейшим человеком, но и большим знатоком искусства.
Поэтому и появилось на свет это великолепное строение, объединяющее в себе множество различных стилей. При этом ни один из них не давит на другой, всё гармонично до мелочей.